Проверено: основанием для фейка о “зачистке” экспозиции “Яд ва-Шем” стал кадр из художественного фильма

Сайт “Проверено.Медиа”, специализирующийся на фактчекинге, детально изучил распространяемую российскими пропагандистами “историю” о том, что из экспозиции Музея Холокоста “Яд ва-Шем” якобы исчезли материалы об участии украинцев в массовом убийстве евреев, проживавших на территории Украины.

Данная дезинформация была официально опровергнута пресс-службой “Яд ва-Шем”. “Мы видели эту странную публикацию, и говорю вам с полной уверенностью: никаких изменений в экспозиции музея истории Холокоста, якобы имеющих цель “убрать” фотографии или документы, свидетельствующие об убийстве евреев украинцами во время Холокоста, не было”, – заявил пресс-секретарь Мемориального комплекса “Яд ва-Шем” Сими Аллен.

Прокомментировал этот фейк и израильский историк Арон Шнеер, автор книг и публикаций о Холокосте и Второй мировой войне, бывший сотрудник Мемориального центра “Яд ва-Шем”. “Ни одна фотография из экспозиции Яд ва-Шем, рассказывающая о Холокосте на территории Советского Союза не исчезла”, – пишет он, подробно рассказывая об экспозиции.

“Проверено.Медиа” пишет: “Согласно новости, израильский блогер Маргарита Левин выяснила, что за последние два года из Мемориального комплекса истории Холокоста “Яд ва-Шем” в Иерусалиме таинственным образом исчезли фотографии, на которых украинские националисты совместно с нацистами уничтожают евреев на территории Украины, в частности, в Бабьем Яру. Также из экспозиции будто бы исчезло большинство упоминаний и документов о непосредственном участии украинцев в массовом убийстве почти полутора миллионов евреев, проживавших в Украине. В этом комментаторы усматривают связь с поддержкой западными и прозападными странами Украины в войне с Россией”. Далее детально объясняется, что эта “новость” не соответствует действительности.

Сотрудник “Проверено.Медиа” Павел Солахян называет тех, кто распространял эту лживую информацию: Олег Лурье, Владимир Соловьев, Михаил Хазин, директор департамента печати и информации МИД РФ Мария Захарова, депутат Госдумы от партии “Единая Россия” Олег Матвейчев, порталы “Россия и соотечественники”, “Русский мир”, Aftershock, а также ряд популярных Telegram-каналов.

“Основой для сюжета видеоролика Маргариты Левин стал рассказ гражданина Израиля Виталия Фримана. По его словам, в конце сентября 2023 года он вместе с гостями из Германии посетил расположенный в Иерусалиме мемориальный комплекс истории Холокоста “Яд ва-Шем”. Пройдя к той части экспозиции, которая посвящена Холокосту на территории Украины, Фриман заметил, что уже знакомая ему выставка наполовину опустела – остались только наименее шокирующие фотографии. В частности, якобы исчез чёрно-белый снимок (Фриман прислал его копию Маргарите Левин), на котором возле тел расстрелянных людей можно увидеть стоящего украинского полицая с повязкой на руке”, – пишет “Проверено.Медиа”.

Редакция “Проверено.Медиа” побеседовала с Фриманом, который сказал, что “помнит” якобы тот самый снимок в экспозиции “Яд ва-Шем”. При этом Арон Шнеер, около 30 лет проработавший в “Яд ва-Шем”, сказал, что этого снимка в экспозиции никогда не было.

В ходе изучения вопроса, после того, как к обсуждению подключился известный блогер Рустем Адагамов, выяснилось, что речь идет не о документальном снимке, а о кадре из белорусско-германского художественного фильма “Бабий Яр”, снятого в 2003 году. Никогда ни этот фильм, ни кадры из него не показывались в экспозиции “Яд ва-Шем”.

Резюме сайта “Проверено.Медиа”: “Нет никаких оснований говорить об удалении из экспозиции “Яд ва-Шем” фото и иных документов, свидетельствующих об участии украинских националистов в расстрелах мирного еврейского населения. О неизменности позиции “Яд ва-Шем” в этом вопросе говорит тот факт, что в мае 2022 года, уже в самый разгар полномасштабной войны в Украине, представители комплекса раскритиковали украинские власти за намерение в рамках дерусификации географических названий присвоить ряду улиц имена деятелей Украинской повстанческой армии и Организации украинских националистов. Фотография же, которая использовалась как главный аргумент в пользу заговора, представляет собой кадр из художественного фильма”.

Тем не менее, фейковая информация продолжает расходиться по социальным сетям.