После отсрочки и задержки в связи с терактом, произошедшим на прошлой неделе возле поселения Эли, законодательная комиссия Кнессета под председательством депутата Симхи Ротмана (“Ха-Ционут ха-Датит”) соберется сегодня, в воскресенье, 25 июня и возобновит обсуждение правовой реформы.
Газета “Исраэль Хайом” сообщила, что первый законопроект, который будет выдвинут на обсуждение комиссии – это уменьшение оснований для применения разумности. Коалиция ставит цель окончательно принять такой закон к концу летней сессии Кнессета.
Это поправка к Основному закону “Судебная власть”, в которой будет указано, что судьи не смогут признать закон недействительным на основании его необоснованности. Закон фактически включает в себя каждое решение правительства и министров, решения министерских комиссий, назначений, сделанных правительством, в том числе министерские назначения, такие как Дери, а также назначения на высшие государственные должности.
Принцип разумности, которым руководствовались судьи в своих постановлениях, регулярно подвергается критике на протяжении многих лет. Принцип разумности уходит корнями в английское право, которое также повлияло на израильское право. Это предлог, используемый судьями для осуществления судебного пересмотра решений административных органов, таких как правительство и государственные служащие, на том основании, что они были приняты с крайней необоснованностью, и их действие является неразумным.
Именно на основе принципа разумности лишился министерских портфелей председатель ШАС Арье Дери.
Измененная версия закона по этому вопросу гласит: “Несмотря на то, что указано в этом Основном законе, те, кто имеют право выносить решения в соответствии с законом, в том числе Верховный суд, не будут заслушивать или издавать приказ против правительства, премьер-министра. министров или любого избранного должностного лица, определенного законом, основывая решения на принципе разумности”.
Коалиция пока не решила, будет ли принцип разумности также отменен в отношении выборных должностных лиц в местных органах власти.
Коалиция не установила крайний срок для обсуждений, но заявила, что это относительно простой закон, поэтому он не потребует много обсуждений. В оппозиции, безусловно, попытаются затянуть принятие законов, в том числе за счет прений в законодательной комиссии.