Фото и видео из Planet Labs PBC показывают, что Иран рыл туннели в горах недалеко от ядерного объекта в Натанзе, который неоднократно подвергался диверсионным атакам на фоне противостояния Тегерана с Западом по поводу его атомной программы.
Сейчас, когда Иран производит уран, близкий к уровню оружейного качества, после провала его ядерной сделки с мировыми державами, установка усложняет усилия Запада, направленные на то, чтобы остановить Тегеран от потенциальной разработки атомной бомбы, поскольку дипломатия в отношении его ядерной программы остается в тупике.
Завершение строительства такого объекта «было бы кошмарным сценарием, который рискует вызвать новую спираль эскалации», — предупредила Келси Дэвенпорт, директор по политике нераспространения в Вашингтонской ассоциации контроля над вооружениями. «Учитывая, насколько Иран близок к созданию бомбы, у него очень мало возможностей для расширения своей программы, не выходя за красные линии США и Израиля. Поэтому на данном этапе любая дальнейшая эскалация увеличивает риск конфликта».
Строительство на полигоне в Натанзе началось через пять лет после того, как тогдашний президент Дональд Трамп в одностороннем порядке вывел Америку из ядерного соглашения. Трамп утверждал, что сделка не касается ни программы Тегерана по баллистическим ракетам, ни его поддержки ополченцев на всем Ближнем Востоке.
Но что он сделал, так это строго ограничил обогащение урана Ираном до чистоты 3,67 процента, достаточной мощности только для питания гражданских электростанций, и удержал свои запасы на уровне всего около 300 килограммов (660 фунтов).
После прекращения ядерного соглашения Иран заявил, что обогащает уран до 60 процентов, хотя инспекторы недавно обнаружили, что страна произвела частицы урана с чистотой 83,7 процента. Это самая малость от достижения 90-процентного порога оружейного урана.
По состоянию на февраль, по оценкам международных инспекторов, запасы Ирана были более чем в 10 раз больше, чем они были в рамках соглашения эпохи Обамы, с достаточным количеством обогащенного урана, чтобы позволить Тегерану сделать «несколько» ядерных бомб, по словам главы Международного агентства по атомной энергии.
Президент Джо Байден и премьер-министр Израиля заявили, что не позволят Ирану создать ядерное оружие. «Мы считаем, что дипломатия — лучший способ достичь этой цели, но президент также ясно дал понять, что мы не исключили ни одного варианта из обсуждения», — говорится в заявлении Белого дома для AP.
Исламская Республика отрицает, что стремится к обладанию ядерным оружием, хотя официальные лица в Тегеране теперь открыто обсуждают свою способность создать его.
Миссия Ирана при Организации Объединенных Наций в ответ на вопросы AP относительно строительства заявила, что «мирная ядерная деятельность Ирана прозрачна и находится под гарантиями Международного агентства по атомной энергии». Однако Иран годами ограничивал доступ международных инспекторов.
Иран заявляет, что новое сооружение заменит наземный производственный центр центрифуг в Натанзе, пострадавший от взрыва и пожара в июле 2020 года. Тегеран обвинил в этом инциденте Израиль, которого давно подозревают в проведении кампаний саботажа против его программы.
Тегеран не сообщил о каких-либо других планах в отношении объекта, хотя ему пришлось бы объявить об этом объекте МАГАТЭ, если бы они планировали ввести в него уран. Базирующееся в Вене МАГАТЭ не ответило на вопросы о новом подземном объекте.
Новый проект возводится рядом с Натанзом, примерно в 225 километрах (140 миль) к югу от Тегерана. Натанз вызывает международную озабоченность с тех пор, как о его существовании стало известно два десятилетия назад.
Защищенный зенитными батареями, ограждением и иранским Корпусом стражей исламской революции (КСИР), объект раскинулся на 2,7 квадратных километра на засушливом Центральном плато страны.
Спутниковые фотографии, сделанные в апреле Planet Labs PBC, показывают, что Иран закапывается в Кух-э Коланг Газ Ла, или «Гору Кирки», которая находится сразу за южным ограждением Натанза.
Другой набор изображений, проанализированных Центром исследований в области нераспространения им. Джеймса Мартина, показывает, что в склоне горы были вырыты четыре входа: два на востоке и еще два на западе. Каждый имеет ширину 6 метров и высоту 8 метров.
Масштабы работ можно измерить большими земляными насыпями, двумя к западу и одной к востоку. Основываясь на размере отвалов и других спутниковых данных, эксперты центра сообщили AP, что Иран, вероятно, строит объект на глубине от 80 метров до 100 метров. Анализ центра, который он предоставил исключительно AP, является первым, в котором была оценена глубина системы туннелей на основе спутниковых изображений.
Институт науки и международной безопасности, базирующаяся в Вашингтоне некоммерческая организация, долгое время занимавшаяся ядерной программой Ирана, в прошлом году предположила, что туннели могут быть еще глубже.
Эксперты говорят, что размер строительного проекта указывает на то, что Иран, вероятно, сможет использовать подземный объект и для обогащения урана, а не только для строительства центрифуг. Эти трубчатые центрифуги, собранные в большие каскады из десятков машин, быстро вращают газообразный уран для его обогащения. Дополнительные вращающиеся каскады позволят Ирану быстро обогащать уран под защитой горы.
«Поэтому глубина объекта вызывает беспокойство, потому что это было бы намного сложнее для нас. Его было бы намного сложнее уничтожить с помощью обычного оружия, такого как обычная бомба для уничтожения бункеров», — сказал Стивен Де Ла Фуэнте, научный сотрудник центра, который руководил анализом работ в туннеле.
Новый объект в Натанзе, вероятно, будет еще глубже под землей, чем иранский объект Фордо, еще один объект по обогащению, который был обнаружен в 2009 году американскими и другими мировыми лидерами. Этот объект вызвал опасения на Западе, что Иран усложняет свою программу из-за авиаударов.
Такие подземные объекты привели США к созданию бомбы GBU-57, которая, по словам американских военных, до взрыва может пробить не менее 60 метров земли. Официальные лица США, как сообщается, обсуждали использование двух таких бомб подряд, чтобы гарантировать уничтожение объекта. Неясно, сможет ли такой удар раз-два повредить такое глубокое сооружение, как в Натанзе.
Поскольку такие бомбы потенциально исключены из рассмотрения, у США и их союзников остается меньше возможностей для нацеливания на этот объект. Если дипломатия терпит неудачу, диверсионные атаки могут возобновиться.
Натанз уже стал мишенью вируса Stuxnet, который, как считается, был создан Израилем и США и уничтожил иранские центрифуги. Также считается, что Израиль убивал ученых, участвовавших в программе, наносил удары по объектам беспилотниками с бомбами и совершал другие атаки.
Эксперты говорят, что такие подрывные действия могут подтолкнуть Тегеран еще ближе к бомбе и загнать его программу еще глубже в горы, где авиаудары, дальнейшие саботажи и шпионы могут быть не в состоянии добраться до нее.
«Саботаж может свернуть ядерную программу Ирана в краткосрочной перспективе, но это не жизнеспособная долгосрочная стратегия защиты от обладающего ядерным оружием Ирана», — сказал Дэвенпорт, эксперт по нераспространению. «Углубление ядерной программы Ирана в подземелье увеличивает риск распространения».