Доктрина «ядерного сдерживания», которой Москва придерживалась с советских времен, рассчитывая, что угроза применения ядерного арсенала позволит оказывать давление на вероятных противников, перестала работать. Об этом в интервью журналу «Международная жизнь» заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
«Давайте будем откровенны. Прежде всего, мы должны быть честными перед самими собой. Ситуация вокруг СВО показала, что ядерное сдерживание в его прежнем классическом понимании работает не в полной мере. Нужны некие концептуальные дополнения и корректировки», — заявил Рябков, курирующий в МИД вопросы контроля над вооружениями, отношения с США и странами БРИКС.
По словам замминистра, именно коллапс концепции стратегического сдерживания стал причиной готовящихся изменений в российскую ядерную доктрину, которая в настоящий момент допускает применение ядерного оружия в случае ядерного удара по России, либо неядерной атаки с «угрозой существования государства».
«Через какое-то время произойдет некая конкретизация того, какие могут быть подходы с нашей стороны к этим крайне важным и очень ответственным сюжетам в ситуациях дальнейшей эскалации со стороны наших противников», — сказал Рябков.
Президент РФ Владимир Путин, напомним, в первые же дни вторжения в Украину объявил о переводе российских ядерных сил в особый режим боевого дежурства, а спустя полгода пригрозил применить «все имеющиеся средства» для защиты оккупированных территорий Украины.
В начале 2023 года Путин объявил о приостановке участия России в договоре о стратегических наступательных вооружениях с США — последнем двустороннем соглашении, которое осталось от эпохи «разрядки» и ограничивало число ядерных боезарядов у крупнейших ядерных держав. Спустя месяц Путин объявил о размещении тактического ядерного оружия на территории Беларуси, а летом 2024 года приказал провести учения по его применению.
В послании Федеральному собранию в феврале Путин заявил, что ядерное находится в состоянии «полной готовности» и может быть использовано в случае отправки войск НАТО в Украину. А это «грозит конфликтом с использованием ядерного оружия, а значит, уничтожением цивилизации», утверждал Путин.
В НАТО, впрочем, слова Путина восприняли как блеф. Это скорее рассуждения, подпадающие под логику психологического устрашения, чем реальные намерения», заочно ответил Путин замегенсека альянса Мирча Джоанэ. «Мы не видим никакой непосредственной угрозы применения Россией этого оружия», — пояснил Джоанэ. Однако сами по себе подобные заявления «очень опасны, поскольку подрывают доверие», добавил он.