Двухпартийная коалиция в Конгрессе США обратилась к администрации президента Джо Байдена с требованием усилить санкции в отношении российской нефтесервисной отрасли, пишет Financial Times (FT). По мнению законодателей, действующие меры недостаточно эффективны и позволяют крупной американской компании SLB (прежнее название Schlumberger) поддерживать военно-промышленный комплекс РФ.
Конгрессмены также попросили Минфин и Госдепартамент объяснить, каким образом SLB импортировала в Россию оборудование на сумму $17,5 млн в период с августа по декабрь прошлого года, и не нарушали ли эти сделки санкции.
«Эта американская компания подпитывает военную машину президента РФ Владимира Путина, финансируя варварское вторжение в Украину. Мы призываем вас продолжать поддерживать наших украинских союзников, применяя более жесткие нефтяные санкции, чтобы эффективно ограничить доходы Путина», — говорится в письме, адресованном госсекретарю Энтони Блинкену и министру финансов Джанет Йеллен. Обращение подписали более 50 членов Конгресса.
Вопросы у законодателей появились после августовского расследования FT, в котором говорилось, что SLB продолжает расширять свою деятельность в России, пользуясь уходом западных конкурентов Baker Hughes, Halliburton и ABB, несмотря на санкции за вторжение в Украину.
В июле 2023 года SLB объявила о прекращении поставок продукции и технологий в Россию с предприятий компании по всему миру в ответ на расширение международных ограничений. Однако полученные изданием документы свидетельствуют о продолжении импорта из других источников. Так, закупки осуществлялись в странах, не присоединившихся к санкциям: на $13 млн в Китае (включая самый дорогой предмет — утяжеленную немагнитную бурильную трубу за $1,3 млн) и на $3 млн — в Индии. При этом некоторое оборудование на общую сумму $3,3 млн попало бы в черный список ЕС, если бы импортировалось оттуда.
Помимо этого, в декабре 2023 года SLB заключила договор с Всероссийским научно-исследовательским геологическим нефтяным институтом об оказании услуг, касающихся разработки нефтегазовых месторождений. С тех пор местный филиал компании, в штате которого около 9000 человек, разместил объявления о наборе еще 1300 сотрудников — от водителей до химиков и геологов, выяснила FT.
По итогам 2023 года SLB держала в России чистые активы на сумму $600 млн по балансовой стоимости, ее прибыль от местного бизнеса составила $1,6 млрд или 5% от общей выручки в $33,1 млрд. Национальное агентство по предотвращению коррупции Украины внесло SBL в список «международных спонсоров войны». Однако западные политики избегали введения всеобъемлющих санкций против нефтесервисных компаний в России, опасаясь, что это приведет к прекращению экспорта и скачку мировых цен на нефть.
Член Конгресса от Демократической партии Ллойд Доггетт (штат Техас) заявил, что, разрешая американским компаниям работать в России, правительство США и его европейские союзники, «по сути, финансируют обе стороны войны». «Мы должны прекратить подпитывать военную машину Путина, чтобы выиграть эту войну, обеспечить справедливый мир и возмещение ущерба», — подчеркнул он.
Еще один член Конгресса от демократов Джейк Очинклосс (штат Массачусетс) сказал, что закрытие санкционных лазеек, которыми пользуются американские нефтесервисные компании, увеличит стоимость перекачки этого энергоресурса в Россию, но вряд ли ограничит мировые поставки. В мае в Госдепе заявили, что SLB «до сих пор» не нарушала санкции и четко понимает, «где действуют ограничения». В письме конгрессмены спрашивают, так ли это на самом деле и какими исключениями из установленных правил пользовалась компания, чтобы продолжать работу в России.
Представители Госдепа и SLB не ответили на просьбы издания о комментарии. Казначейство заявило, что оно по-прежнему «намерено использовать все инструменты, чтобы сократить доходы Кремля и затруднить работу российской военной машины». Ведомство напомнило, что американским компаниям запрещено делать новые инвестиции в РФ, и пообещало наказывать нарушителей.
SLB уже привлекалась к ответственности в США. В 2015 году ей пришлось заплатить $232 млн за содействие торговле с Ираном и Суданом. В 2021 году американская «дочка» SLB, Cameron International Corporation, выплатила $1,4 млн из-за нарушений, возникших в результате предоставления услуг российской компании «Газпром нефть шельф» для арктического морского нефтяного проекта.