Президент США Джо Байден прибудет в эти выходные на встречу G20 в Индию, имея на руках интересное предложение для глобального Юга: что бы ни случилось с экономикой Китая, США могут помочь профинансировать ваше развитие.
Вооружившись деньгами для Всемирного банка, Байден надеется убедить быстрорастущие экономики Африки, Латинской Америки и Азии в том, что США готовы участвовать в решении их проблем на постоянной основе и что есть альтернатива китайскому проекту «Пояс и путь». В рамках широкого проекта Пекина в развивающиеся страны поступают миллиарды долларов, но при этом многие из них остаются в долгах как в шелках.
У американского президента уже есть фора, так как председатель КНР Си Цзиньпин лично не будет присутствовать на встречах Большой двадцатки.
В центре внимания Байдена – предложения о реформировании Всемирного банка и активизация финансирования климатической и инфраструктурной помощи для развивающихся рынков, что позволит привлечь сотни миллиардов долларов в виде новых грантов и кредитов.
Белый дом стремится получить от Конгресса $3,3 миллиарда в дополнение к ранее предпринятым США и их ближайшими союзниками шагам по привлечению к 2027 году $600 миллиардов государственных и частных средств для Партнерства для глобальной инфраструктуры и инвестиций – альтернативы «Поясу и пути», исключающей Китай.
«Отсутствие Си на G20 открывает перед США новые возможности, которые могут быть осложнены проблемами, связанными с экономическим спадом в Китае и расходами на »Пояс и путь«, – отметил Зак Купер из Американского института предпринимательства.
»Но вопрос в том, смогут ли Соединенные Штаты выйти на первый план«.
Премьер Госсовета КНР Ли Цян будет представлять Китай на G20 – группы стран, столкнувшихся со снижением темпов роста и возможным долговым кризисом. Президент России Владимир Путин также пропустит это мероприятие, отправив на него министра иностранных дел Сергея Лаврова.
Согласно прогнозам МВФ, в следующем году рост ВВП в странах Ближнего Востока, Центральной Азии, развивающихся экономиках Азии и Африки к югу от Сахары составит от 3,2% до 5,0%, что превышает прогнозируемые 1,0% в США и 3,0% в мире.
Однако эти страны сталкиваются с серьезными проблемами в реализации своего потенциала, поскольку изменение климата подвергает испытанию устаревшую, часто построенную еще в колониальную эпоху инфраструктуру.
Пандемия COVID-19, рост инфляции и повышение процентных ставок в США привели к тому, что долговое бремя этих стран становится все более непосильным, что чревато проблемами, аналогичными азиатскому финансовому кризису, который послужил причиной создания G20 в 1999 году.
Свою роль сыграла и десятилетняя инициатива Си »Пояс и путь«. Китай раздал займы в сотни миллиардов долларов в рамках этого проекта, предусматривающего финансирование китайскими институтами основной части инфраструктуры в преимущественно развивающихся странах.
Однако в последние годы кредиты иссякли, и многие страны испытывают трудности с погашением этого долга по мере роста процентных ставок.
Вашингтон считает, что обновленный Всемирный банк сможет удовлетворить потребности глобального Юга и послужить его интересам.
»Даже прошлая администрация Белого дома – самый большой скептик – вкладывала средства в иностранную помощь, потому что эти вложения отвечают собственным интересам США, а также являются правильными”, – сказал Джейк Салливан, советник Байдена по национальной безопасности, имея в виду администрацию бывшего президента США Дональда Трампа.
Салливан на брифинге для журналистов перед поездкой Байдена отметил, что реформа Всемирного банка не связана с Китаем.
Но когда в прошлом месяце Белый дом обратился к Конгрессу с просьбой о выделении средств на финансирование этой программы, в письме законодателям было сказано, что крайне важно предложить надежную альтернативу принудительным и непосильным кредитам и инфраструктурным проектам Китайской Народной Республики для развивающихся стран по всему миру.