Финский художественный музей “Атенеум” заменил национальность художника Ильи Репина с русской на украинскую, опираясь на церковный документ о месте рождения его родителей, заявила российскому агентству “РИА Новости” директор по связям с общественностью Анна Кари.
Финские СМИ ранее сообщили, что русского живописца Репина, который родился в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи, в “Атенеуме” теперь представляют как украинца. По данным общественного вещателя “Уле”, изменить национальность художника от музея потребовали украинские активисты.
“Мы вновь рассмотрели этот вопрос в связи с организацией выставки “Вопрос времени” весной 2023 года, — сказала Анна Кари. — В результате рассмотрения мы решили исправить информацию о национальности Репина с русской на украинскую. В качестве источника мы использовали церковный документ, из которого следовало, что отец и дед Репина родились на территории современной Украины”.
Организуя выставку, на которой представлена одна работа художника, “Атенеум” последовал примеру других международных музеев, которые внесли такие же изменениями в национальность Репина, — это Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Национальная галерея в Лондоне, уточняет пресс-служба.
При этом многие исследователи и биографы Ильи Ефимовича Репина считают его великим еврейским художником. По их мнению, его предки были из евреев, поскольку и с отцовской, и с материнской стороны были кантонисты. Дед художника Василий Ефимович Репин, хоть и указывается как неслуживый казак, тем не менее вел торговлю и владел постоялым двором. А девичью фамилию бабушки по материнской линии Пелагеи Минаевны исследователям установить не удалось. О еврейских корнях живописца писал и советский и израильский искусствовед профессор Григорий Островский в своей работе “Репин и евреи”. В отличие от действительно русских и украинских коллег-современников, у Репина есть ряд работ, посвященных еврейской тематике, жемчужиной из которых заслуженно считается небольшой этюд маслом “Еврей на молитве”. Неравнодушен художник был и к печально известному делу о кровавом еврейском навете Бейлиса.
Самыми знаменитыми же работами Ильи Репина считаются полотна “Бурлаки на Волге”, “Не ждали”, “Иван Грозный и сын его Иван”, “Садко”, “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” и многие другие. Кстати, те же “Бурлаки на Волге”, с одной стороны, принесли живописцу всемирную славу, с другой — ненужную головную боль и клеймо “очернителя русской действительности”. Ярые российские патриоты того времени называли его “английским прихлебателем”, так как Америка тогда еще не фигурировала в русской жизни, и русофобом. 13 лет своей жизни начиная с 1873 года художник провел в вынужденной эмиграции в Финляндии — тоже оказавшейся нечужой в его творческой биографии. В дальнейшем, правда, он на время вернулся в Россию.
Остается добавить, что в посольстве Российской Федерации в Финляндии заявили: решение финского музея “Атенеум” считать Репина украинцем “противоречит здравому смыслу и является русофобской и конъюнктурной акцией в духе “отмены” русской культуры”.