Россия и Иран могли бы использовать бартер в международной торговле, предложил глава иранской трейдинговой компании AIHG Сармад Афаринеш.
«Исторически Россия поставляет гораздо больше продукции в Иран. Надеюсь, с учетом последних изменений мы приблизимся к балансу и Иран станет экспортировать больше продукции в Россию. На данный момент большую часть российского экспорта в Иран составляет сельхозпродукция, возможно, Иран сможет поставлять другие продукты, которые могли бы сбалансировать это, по бартеру», — заявил трейдер (цитата по РБК).
Он напомнил, что страны запустили механизм взаиморасчетов в национальных валютах, который призван устранить дисбаланс в торговле.
«Было анонсировано, что наши страны соединили банковские системы. Я недавно открыл банковской счет и могу отправлять рубли из России в Иран и получать реалы в Иране, и наоборот. Механизм работает», — добавил Афаринеш.
Он отметил, что страны сейчас торгуют только в двух валютах — в иранских реалах и российских рублях.
Министр экономики Ирана заявил о соединении банковских систем в марте. А в мае на встречу с коллегами в Тегеран полетела глава российского ЦБ Эльвира Набиуллина. Руководитель иранского Центрбанка рассказал, что стороны обсудили торговлю в национальных валютах и системы двусторонних расчетов.
Укрепление торговых связей России и Ирана вызывает опасения на Западе. Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби предупреждал, что Москва и Тегеран строят масштабные «оборонные отношения», которые позволят России убивать людей в Украине, а Ирану — запасаться военной техникой.
В июне американские спецслужбы показали спутниковый снимок в особой экономической зоне «Алабуга» (промышленно-производственная зона в Елабужском районе Татарстана), где, по информации США, Россия и Иран строят завод по производству беспилотников.
Расширение торговых отношений с подсанкционным Ираном может дорого обойтись России. Главная международная организация по борьбе с отмыванием денег (FATF) уже исключила РФ из своих членов (в том числе из-за торговли с Ираном) и может внести ее в черный список, ввергнув тем самым страну в полную финансовую изоляцию.