Российская нефть и нефтепродукты оказались в ловушке на борту четырех танкеров, после того как США на прошлой неделе ввели новые санкции, связанные с Ираном, показали данные LSEG.
Москва и Тегеран укрепляют сотрудничество в условиях усиления западных санкций, в то время как Запад пытается закрыть лазейки для их обхода и ограничить доходы обеих стран.
4 апреля США ввели пакет санкций, куда занесена судоходная компания Oceanlink Maritime DMCC, которую заподозрили в доставке товаров иранских военных.
Америка использует финансовые санкции, чтобы изолировать Иран и лишить его возможности финансировать свои доверенные компании и поддерживать войну России в Украине, заявило министерство финансов США.
В список судов, подпавших под санкции, входят три танкера, принявшие на борт российские нефтепродукты в феврале-марте, и танкер с нефтью.
Танкер класса VLCC (very large crude carrier) Anthea был загружен российской нефтью в Лаконском заливе недалеко от Греции «борт-в-борт» (ship-to-ship, STS) с двух судов в конце марта и с начала апреля стоит на якоре в Суэцком канале, на его борту находится около 200.000 тонн нефти Urals, по данным LSEG.
Еще одно судно, подпавшее под санкции, – Elsa – приняло на борт около 100.000 тонн мазута в марте на рейдовой стоянке у греческого порта Каламата, топливо для перевалки на Каламате было погружено на два танкера в балтийских портах Санкт-Петербург и Усть-Луга.
С 2021 года на танкере Elsa было перевезено более 9 миллионов баррелей иранской нефти или мазута в ОАЭ, Сингапур и Китай, по оценке Клэр Юнгман, руководителя аппарата американской правозащитной группы United Against Nuclear Iran, которая отслеживает движение танкеров, связанных с Ираном, через спутник.
Данные LSEG показывают, что с начала апреля судно находится вблизи Сингапура.
Другое танкер – Hebe – был загружен в марте мазутом в объеме около 100.000 тонн в портах Санкт-Петербург и Усть-Луга. Танкер следует в сторону Суэцкого канала, но конечный пункт назначения пока неясен.
Еще один подпавший под санкции танкер – Baxter с нафтой из черноморского порта Новороссийск следовал в Индию, однако с 5 апреля дрейфует в Аравийском море, по данным LSEG.
«Недавние действия против судов, связанных с вооружёнными силами Ирана, указывают на серьезный сдвиг: некоторые из них, ранее участвовавшие в уклонении от санкций в отношении Ирана, начали вести дела с Россией», – отметила Юнгман.
Она добавила, что эти суда сталкиваются с серьезными препятствиями из-за вторичных санкций.
«Порты по всему миру, скорее всего, откажут им во входе, чтобы избежать последствий нарушения этих санкций самим…», – добавила Юнгман.
Российские поставщики нефти и нефтепродуктов вряд ли будут в дальнейшем использовать указанные танкеры или любые другие суда компании Oceanlink Maritime DMCC, что в результате может сократит доступность и без того небольшого тоннажа, участвующего в перевозках грузов из РФ, считает источник на российском нефтяном рынке.