Новый пакет американских санкций, введенный в конце прошлой неделе, ставит под угрозу срыва ключевые проекты российской газовой промышленности, предупреждают в обзоре в понедельник аналитики Альфа-банка.
В очередной санкционный пакет, который охватил более 150 физических и юридических лиц и стал одним из самых масштабных в текущем году, попали важнейшие структуры, связанные с «Газпромом» и «Новатэком» — крупнейшими в РФ экспортерами трубопроводного газа и СПГ.
В частности, в «черных списках» американского Минфина оказался холдинг «Газстройпром» — генеральный подрядчик «Газпрома», отвечающий за проектирование, снабжение и строительство критической газовой инфраструктуры.
Компания, которая является совместным предприятием «Газпрома» и «Газпромбанка», — наследница «Стройгазмонтажа» миллиардера Аркадия Ротенберга, который строил трубопроводы для газовой монополии, а в 2019 году продал ей же свой бизнес.
«Стройгазмонтаж» напрямую задействован в большинстве проектов «Газпрома» и объединяет под одной крышей всех ключевых субподрядчиков, занятых не только стройками, но также бурением, транспортировкой газа и техническим оснащением.
Одновременно под блокирующие санкции попала компания «Газпром недра», которая занимается геофизическими исследованиями, разведкой залежей газа, а также вовлечена в эксплуатацию действующих месторождений.
«Включение этих компаний в санкционные списки может сорвать сроки завершения текущих объектов капитального строительства „Газпрома“ и ставит под сомнение своевременную реализацию новых проектов группы», — предупреждает аналитик Альфа-банка Никита Блохин.
Вместе со структурами «Газпрома» в санкционные списки попала «Арктик Энерджис» — основной подрядчик «Новатэка» по строительству завода «Арктик-СПГ-2». Проект стоимостью $21 млрд реализуется на Гыданском полуострове близ Ямала и после выхода на полную мощность должен производить около 20 млн тонн сжиженного газа ежегодно.
«Арктик Энерджис» напрямую участвует в строительстве критической инфраструктуры проекта — оснований гравитационного типа (ОГТ). И хотя «Новатэк» заверял, что их производство удалось в значительной степени локализовать, санкции могут повлиять на сроки запуска «Арктик-СПГ-2», предупреждает Блохин.
Именно на сжиженный газ российские власти делают ставку после того, как «Газпром» потерял ключевой, европейский, рынок: комиссия Госсовета по энергетике предложила построить 94 СПГ-завода к 2035 году. Но амбициозным планам едва ли суждено сбыться: из-за санкций Россия не может приобретать установки по сжижению газа, напоминает Чжи Синь Чон, директор по газовым рынкам Азии в S&P.
Что касается «Газпрома», то его экспорт на внешние рынки в этом году может стать самым низким со второй половины 1970-х годов — 50 млрд кубометров. Добыча компании, по расчетам Bloomberg, рухнула на четверть, чего не было ни разу за три десятилетия ее современной истории.
Новые санкции и, как следствие, ограничение на поставки импортных компонентов могут ударить прежде всего по деятельности «Газпрома» в сфере переработки и геологоразведки — именно там по-прежнему наблюдается нехватка отечественных комплектующих и решений, указывает Блохин.