В день, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров прибыл в Пекин, чтобы обсудить проблемы с оформлением российских платежей, министр финансов США Джанет Йеллен открыто предупредила китайские банки: помогать России обходить санкции нельзя. Хотя американские чиновники на закрытых переговорах прикладывают значительные усилия, чтобы убедить активно работающие с Россией страны соблюдать ограничения, здесь в «атаку» пошел человек с «наименее ястребиной позицией» среди высокопоставленных представителей администрации Джо Байдена, пишет Bloomberg.
В ходе четырехдневного визита Йеллен обсуждала с китайскими коллегами экономические вопросы, но в последний день «прямо пригрозила санкциями», отмечает агентство. На пресс-конференции в резиденции американского посла Йеллен заявила: “Я подчеркнула, что компании, в том числе в КНР, не должны оказывать материальную поддержку ведущей войну России и что они столкнутся с серьезными последствиями, если будут делать это. Любые банки, проводящие значительные транзакции, обеспечивающие поставку военной продукции или товаров двойного назначения для оборонно-промышленного комплекса России, подвергают себя риску санкций США.”
Хотя Китай номинально занимает нейтральную позицию по вопросу о войне в Украине, он с выгодой воспользовался изоляцией России и разрывом экономических связей между ней и западными странами. Торговый оборот между Китаем и Россией вырос в 2023 г. до $240,1 млрд, увеличившись по сравнению с 2022 г. на 26,3%, по данным Главного таможенного управления КНР. Китайский экспорт при этом повысился на 46,9%, почти достигнув $111 млрд.
Китай стал одним из главных центров по поставкам в Россию санкционной продукции. Но в декабре Министерство финансов США получило возможность вводить вторичные санкции против банков, помогающих проводить платежи за продукцию, которая может быть использована для производства вооружений. После этого банки в Китае и других странах, включая Турцию, Казахстан и ряде стран СНГ, стали гораздо строже подходить к работе с российскими импортерами.
Опрос, который среди последних провела The Moscow Times, показал, что китайские банки стали соблюдать санкции против России даже в большей степени, чем необходимо. Они могут неделями не проводить платежи и запрашивать документы по контактам, целям покупки и гарантии того, что конечный покупатель не связан с российской армией или ВПК. «По статистике российского банка, с которым работаем, с 1 марта в Китай прошло не более 25% платежей», — рассказал владелец экспортно-импортной компании.