Формирование резервов и наращивание мощностей по добыче западными и ближневосточными компаниями нивелирует влияние добровольного снижения квот на добычу, взятых на себя основными участниками сделки ОПЕК+, сказал глава Роснефти Игорь Сечин в субботу.
«Наблюдаемое нами формирование резервов как западными, так и ближневосточными компаниями может быть ожиданием серьезных изменений рынка. Наличие »фантомных баррелей«, способных оказать масштабное воздействие на рынок, нивелирует влияние добровольного снижения квот на добычу, взятых на себя основными участниками ОПЕК. Это показывают и рыночные котировки, ушедшие вниз после недавнего решения министров стран участников», – сказал Сечин.
На прошлой неделе участники сделки ОПЕК+ продлили её действие до конца 2025 года, договорившись об ослаблении сокращения добычи с октября 2024-го.
По словам Сечина, страны Персидского залива активно наращивают свободные мощности по добыче, налаживают каналы сбыта и инвестируют в активы в странах-потребителях.
При этом четыре ключевые страны-участницы ОПЕК – Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и Ирак – уже располагают значительными свободными мощностями по добыче в размере 5,6 миллиона баррелей в сутки, что эквивалентно 13% текущей добычи ОПЕК+.
«Некоторое время назад эти страны объявили о планах по дальнейшему увеличению мощностей. По оценкам экспертов, к 2027 году их совокупные свободные мощности вырастут еще почти на 2 миллиона баррелей в сутки», – сказал глава Роснефти.
Сечин считает, что волатильность и непредсказуемость энергорынка могут усилиться в связи с предстоящими президентскими выборами в США, где выбор избирателей зависит в том числе от повышения стоимости одного галлона бензина.
Сечин также сказал, что крупные американские мейджоры проводят сделки по объединению с другими производителями, увеличивая свои возможности по добыче для обеспечения роста прибыли и дивидендов, в то время как рост производства остается за кадром, так как требует капитальных затрат, которые должны быть обеспечены высокими ценами.
Сечин считает, что дополнительное размещение акций компании Saudi Aramco будет успешным и эффективным, станет историческим событием в мировой нефтяной отрасли.
Он также считает, что бюджеты большинства стран-участниц ОПЕК+ в состоянии выдержать возможное снижение цены на нефть, которое может быть частично или полностью компенсировано увеличением поставок.
«Теоретически для российской нефтяной отрасли снижение цены может означать возможность снятия всех ограничений по потолку цен, а доходная часть утвержденного федерального бюджета сформирована исходя из $60 за баррель. В этих условиях возможность оперативной реакции со стороны ОПЕК+ на появление новых факторов воздействия будет иметь принципиальное значение для стабилизации мировых рынков», – сказал Сечин.
По словам главы Роснефти, нефтяная отрасль РФ самодостаточна с точки зрения ресурсной базы, технологий и способна решать стоящие перед ней задачи. Однако экономическая среда, в которой она работает, характеризуется рядом факторов, таких как добровольные ограничения добычи в рамках ОПЕК+, а также растущее санкционное давление, в том числе установленный странами Запада потолок цен на российскую нефть, запрет на использование западной финансовой системы и логистические барьеры.
Влияние на работу российской нефтяной отрасли оказывают и внутренние факторы, такие как высокая налоговая нагрузка.
«Отрасль формирует более 12 триллионов рублей доходной части бюджета при налоговой нагрузке в среднем 75% от финансового результата», – сказал Игорь Сечин.
Глава Роснефти также обратил внимание на запретительные процентные ставки и ограниченный объем доступной ликвидности на финансовом рынке.
«Несмотря на рекордные 103 триллиона рублей ликвидности, находящиеся в периметре российской банковской системы, отрасль лишена возможности привлечения финансирования», – добавил Сечин.
«Очевидно, что высокая эффективность депозитов со ставкой 18-19% дестимулирует инвестиционные процессы в реальной экономике, необходимые для устойчивого развития».