Санкции добрались и до израильтян с гражданством РФ: трудности с ценными бумагами

Крупнейший европейский фондовый депозитарий “Евроклир” требует от израильских банков обособлять брокерские счета лиц с российским гражданством.
Чтобы объяснить, что это значит, отметим, что иерархия торговли ценными бумагами строится на “обезличивании” владения на каждом новом уровне.

Так, клиент, покупающий ценные бумаги через банк, владеет ими также через банк. Банк приобретает для клиентов эти ценные бумаги через фондовый депозитарий, и для депозитария владельцем всех ценных бумаг той или иной фирмы, купленных всеми клиентами того или иного банка, является именно банк. Депозитарию не важно, каким именно клиентам конкретного банка сколько ценных бумаг принадлежит.

С точки зрения еще более крупного регистратора владения ценными бумагами (который и является конечной учетной инстанцией) все акции, зарегистрированные на тот или иной депозитарий, записаны именно на депозитарий, а не на его оптовых клиентов (и тем более не на “розничных” клиентов оптовых клиентов).

Эта практика оправдывает себя в плане скорости и простоты внебиржевых фондовых операций, поскольку в ином случае при каждой купле-продаже приходилось бы перерегистрировать владельцев ценных бумаг по полноценной процедуре, что затратно и занимает много времени.

Однако с учетом санкций депозитарии, которым обычно не важно, каким конкретно клиентам банка принадлежит та или иная часть ценных бумаг, меняют порядок действий.

В принципе, такая практика для российских граждан существует уже довольно давно. Еще весной 2022 года банки в разных странах, включая Швейцарию и Эмираты, биржа Казахстана и т. п. стали “сегрегировать”, то есть обособлять, счета россиян по требованию европейских депозитариев, в первую очередь “Евроклира” и “Клирстрима”. Эти счета отделялись от общих активов брокеров и подвергались ограничениям — запрет на сделки объемом более 100 тысяч евро, на вывод существенных сумм и другие санкции.

Вместе с тем до сих пор речь шла именно о брокерских счетах россиян — то есть открытых на российские паспорта. Однако сейчас “Евроклир” решил перестраховаться. Он пытается заставить израильские банки обособлять и ограничивать брокерские счета израильских граждан, открытых по израильским паспортам, если эти граждане обладают и российским гражданством. В ином случае европейский депозитарий угрожает прекратить сотрудничество с израильскими банками. Возможно, в будущем к этому требованию присоединится и “Клирстрим”.

Судя по всему, и в этом случае речь идет об ограничениях на операции объемом свыше 100 тысяч евро, хотя данные тоже разнятся — в некоторых источниках говорят, что счета, на которых более 100 тысяч евро, полностью блокируются и все доходы по ценным бумагам на таких счетах перечисляются на отдельный счет в депозитарии, с которого владелец ничего не может снять в период “сегрегации”. По другим сведениям, речь идет о том, что владелец “сегрегированного” счета вправе получать купоны и совершать сделки, но не может оперировать суммами свыше 100 тысяч евро.

Официальной информации по данному вопросу от израильских банков не поступало, однако многие клиенты сообщают об устных предупреждениях со стороны банковских менеджеров. Некоторые инвесторы обращались к адвокатам, но и тем не удалось выяснить ничего определенного.

Так, российское экономическое издание РБК сообщает, что многие счета российских граждан в Израиле уже ограничиваются по этому требованию, если в их депозитарной цепочке присутствует “Евроклир”.

По другим сведениям, израильские банки ведут активные переговоры с “Евроклиром”, объясняя разницу в ситуации, при которой “реальные россияне” держат активы в заграничных банках, торгуя через них ценными бумагами, и “русскими израильтянами”, которые по большей части не имеют отношения к России, даже если сохранили российское гражданство, и являются полноценными и полноправными гражданами западной страны.

Так или иначе, определенная угроза ограничения брокерских счетов для израильтян с российским гражданством существует. В первую очередь это касается репатриантов последних лет, про которых банки, скорее всего, знают, что те российские граждане. Для старожилов это менее актуально, поскольку раньше при открытии счетов банки не интересовались наличием какого-либо гражданства, кроме израильского.

Таким образом, владельцам акций, хранящихся в европейских депозитариях, стоит самим оценить риск и подумать, не вывести ли активы заблаговременно. Отметим, что торговать акциями через банки можно и без участия европейских депозитариев. Однако активы, которые уже зарегистрированы в этих депозитариях, можно вывести, лишь продав эти ценные бумаги.

Отметим, что перестраховка европейских депозитариев в отношении российских граждан во многом вызвана неопределенностью и размытостью санкционных формулировок Евросоюза, то есть неясностью судебной перспективы в случае различных исков.