Военная экономика России, накачанная триллионными расходами на гособоронзаказ, похоже, выбилась из сил.
В июне темпы роста промышленного производства в стране замедлились практически втрое и стали самыми низкими за последние 15 месяцев, отчитался в среду Росстат.
За месяц промышленность прибавила лишь 1,9% в годовом выражении (после майского роста на 5,3%), а месяц к месяцу и вовсе начала падать: относительно мая выпуск в России упал на 1,5% — рекордно с января 2023 года.
Производство на оборонных заводах, в три смены штампующих бомбы и танки для войны, по-прежнему растет с двузначной скоростью: выпуск «готовых металлических изделий» (категория, в которую входят оружие и боеприпасы) в июне на 30,5% превысил прошлогодний.
Однако в обрабатывающем секторе в целом темпы роста замедлились вдвое — с 9,1% в мае до 4,6% в июне. После ударов Украины по крупнейшим НПЗ производство нефтепродуктов просело на 4,4%, дизтоплива — на 8,1%. Вслед за обвальным падением экспорта металлов на 1,2% сократился выпуск в металлургии. Одновременно начало сокращаться производство отечественных одежды и обуви, которые должны заменить россиянам ушедшие иностранные бренды (на 2,8% и 9,9% соответственно).
В сырьевом секторе Росстат зафиксировал сильнейшее падение с марта 2023 года: добыча полезных ископаемых снизилась на 3,1%, а по сравнению с маем (-0,3%) темпы спада ускорились в 10 раз. На 3% уменьшилась добыча угля после того, как «дружественные» Индия, Китай и Турция резко сократили его закупки. Почти на 20% обвалилась добыча «прочих полезных ископаемых». Данные по нефти и газу — главным экспортным товарам экономики — в российской статистике засекречены.
В прошлом году российский ВВП прибавил 3,6%, а к лету текущего темпы роста достигли 5%. Но экономический бум, о котором отчитываются власти, целиком и полностью обеспечен войной: выпуск военных товаров подскочил с 2022 года на 60%, тогда как гражданские отрасли стагнируют, подсчитали эксперты британского Центра исследований экономической политики (CERP).
«Экономика России стремительно милитаризируется», — пишут они. И хотя цифры выглядят красиво на бумаге, позволяя Кремлю отчитываться о победе над санкциями, на деле это лишает Россию будущего, полагает Крис Вифер, партнер Macro-Advisory: «В долгосрочной перспективе это разрушает экономику. Деньги не идут в развитие».
Несколько лет назад президент РФ Владимир Путин запускал национальные проекты, обещая вложить $400 млрд в инфраструктуру и повышение качества жизни. В реальности же эти деньги были брошены в оборонно-промышленный комплекс и поддержание стабильности, указывает Вифер.