В то время как президент Владимир Путин отчитывается о повышении доходов населения, а правительство обещает экономике рост больше, чем в развитых странах, российские граждане продолжают затягивать пояса.
По итогам первого квартала 2023 года оборот розничной торговли в РФ упал на 7,3% в годовом выражении, отчитался в ежемесячном докладе Росстат.
Хотя инфляция в России по сравнению с военными пиками замедлилась в 7 раз и составляет, по официальным данным, лишь 2,5%, продажи продуктов питания снизились на 3,4%.
Продажи непродовольственных товаров оказались на 10,6% ниже, чем в январе–марте прошлого года, вопреки потокам параллельного импорта, которые правительство оценило в $20 млрд за год.
В реальном выражении — с учетом накопленной инфляции — оборот российской розницы упал ниже уровней 2011 года, подсчитали аналитики MMI.
«Население сохраняет относительно скромный аппетит к внутреннему потреблению и пытается растянуть во времени использование уже имеющихся товаров длительного пользования», — указывает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка.
Согласно Росстату, реальные зарплаты россиян растут — на 2% за квартал. Однако рост реальных доходов, куда включены прибыль от бизнеса и социальные выплаты, практически остановился (0,1%). По сравнению с четвертым кварталом прошлого года россияне и вовсе снова начали беднеть — на 2,5%, оценивают аналитики Райффайзенбанка.
Это давит на покупательную способность потребителей, которые к тому же остаются в режиме сберегательной модели поведения, указывают они. В марте 57,3% граждан предпочитали откладывать свободные деньги, а не тратить их на покупку дорогостоящих товаров, показал опрос ЦБ РФ.
Потребители могут начать тратить за счет банковских кредитов, выдача которых впервые за долгое время начала расти, считают в Райффайзенбанке. Это поддержит экономику, которая теряет экспортные рынки, но следствием может стать рост цен, считает экономист «Финама» Ольга Беленькая: «Расширение внутреннего спроса, тем более если он усилится отложенным потреблением прошлого года, — фактор, который при ограничениях возможностей увеличения предложения может разогнать инфляцию».