Несмотря на эмбарго ЕС и потолок цен на нефтепродукты, Россия смогла существенно увеличить экспорт бензина. С начала года и по середину апреля показатель вырос на 38%, до 1,8 млн тонн, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, знакомые с официальной статистикой.
Одновременно с этим за три с половиной месяца в стране на 5% увеличилось производство бензина — до 11,8 млн тонн. Запасы бензина на НПЗ и нефтебазах превысили 2 млн тонн. На фоне профицита товара биржевая стоимость топлива с начала марта вплоть до прошлой недели снижалась.
ЕС и страны G7 ввели потолок цен для российских нефтепродуктов 5 февраля, ограничив их 100 долларами за баррель бензина и дизтоплива и 45 долларами за баррель нафты и темных нефтепродуктов. Судовладельцам и страховым компаниям запретили перевозить российские нефтепродукты по контрактам, превышающим предельные цены.
Однако с начала года нафта торговалась выше 45 долларов за баррель, из-за чего российские поставщики могли понести потери, рассказал источник «Коммерсанта». В результате, как писал Reuters, поставщики стали смешивать нафту с бензином и продавать по предельной цене в 100 долларов за баррель. В то же время экспорт был переориентирован на менее требовательные к составу топлива рынки — в Африку и Латинскую Америку.
Также, как сообщал Bloomberg, российские производители начали фальсифицировать документы при продаже нафты, выдавая ее за бензин, и отправлять танкеры с нефтепродуктами без указания места назначения, чтобы усложнить мониторинг грузов и смешивать в море российские нефтепродукты с другими.
Вместе с тем экспорт дизтоплива из России с начала года снизился на 3%, до 9,5 млн тонн при производстве в 23,8 млн тонн (рост на 7,5% год к году). Однако падение компенсировалось ростом поставок на внутренний рынок, а с начала первой трети апреля экспорт дизтоплива год к году вырос на 8,5, до 894 тыс. тонн.
Нефтепереработка в России остается выгодной, несмотря на изменение формулы демпфера с апреля и ценовой потолок, говорит эксперт по топливному рынку Михаил Турукалов. По его словам, эмбарго ЕС в отношении российских нефтепродуктов в феврале «вызвало логистические проблемы», но сейчас нефтепродуктовый экспорт «перенаправлен на другие рынки, пусть и с упущеной выгодой».
С учетом демпфера бензин намного выгоднее экспортировать, чем продавать на внутреннем рынке, отмечает Турукалов. При экспорте можно получить за тонну на 10–13 тыс. руб. больше, чем при реализации на внутреннем рынке по биржевым ценам. Но по дизтопливу ситуация обратная — биржевые цены выше нетбэка примерно на 8 тыс. руб. за тонну, заключил эксперт.