Российские доходы от нефти упали почти на треть по итогам первого квартала 2023 года, если сравнивать их с доходами по итогам четвертого квартала 2022 года. Причем большая доля падения пришлась именно на западные санкции.
По оценкам Киевской школы экономики (КЭШ), на исследование которой ссылаются Bloomberg и Financial Times, 75% этой просадки пришлось именно на западные санкции и лишь 25% — на рыночное падение цен на энергоносители. Однако один сорт российской нефти оказался устойчивым к потолку цен, который установила западная коалиция.
Речь идет о премиальном сорте российской нефти ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан, названном так по аналогии с трубопроводом, по которому нефть идет в дальневосточные порты). При установленном потолке в размере $60 за баррель среднеквартальная стоимость ВСТО составила $73,14 за баррель — примерно на $10 дешевле, чем мировой бенчмарк Brent, к которому и привязаны российские котировки. Как утверждает КЭШ, почти все дальневосточные поставки нефти осуществлялись по цене значительно выше $60 за баррель, однако проблема в другом — примерно половина проходила с участием западных страховых и логистических компаний, что является нарушением санкционного режима.
«Значительная часть поставок из порта Козьмино осуществляется с нарушением установленного ценового барьера. Мы можем с высокой долей уверенности говорить о том, что западные компании участвуют в отгрузках нефти, проданной выше установленного потолка», — приводит агентство Bloomberg цитату из исследования.
КЭШ призывает западные страны ужесточить мониторинг и принять меры, чтобы компании перестали нарушать установленный потолок. Исходя из технических характеристик считается, что ВСТО лучше бенчмарков Brent и даже Dubai Crude, которые признаны международными эталонами. Российский сорт обладает низкой сернистостью, что делает его особенно привлекательным для нефтепереработки — себестоимость очистки нефти до бензинов и прочих видов топлива значительно ниже, чем, например, у марки Urals. Таким образом рыночная стоимость ВСТО при прочих равных условиях могла бы превышать стоимость Brent и Dubai Crude.
А вот санкции в отношении марки Urals работают успешно: скидка на этот сорт выросла с $17,4 за баррель в декабре до $23,2 в марте, на просадку в цене пришлось примерно $5,2 млрд потерянной экспортной выручки. В денежном выражении российские нефтяные доходы (нефть + нефтепродукты) по итогам первого квартала 2023 года упали до $38,8 млрд, против $54,5 за последний квартал 2022 года.
Примерно $6,1 млрд Россия недополучила из-за общего сокращения объемов экспорта, которое проходит на фоне снижения внутренней добычи. По оценкам КЭШ, экспорт нефти из России упал примерно на 12% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Снижение экспорта связано с потерей европейского рынка — Россия просто не может перенаправить свои объемы на другие рынки и вынуждена сокращать сперва экспорт, а теперь и добычу.
По оценкам исследователей, средняя стоимость российской нефти для Индии, которая покупала Urals, предназначенный ранее для Европы, составила в первом квартале $43,9 за баррель, а для Китая, который покупал в основном премиальный ВСТО — $71,8 за баррель. Российские власти пытаются вернуть былые доходы от нефти, однако успехов на текущий момент у них немного. Угрозы резко снизить добычу не были исполнены — Международное энергетическое агентство (МЭА) ранее констатировало, что Россия не выполнила собственный план по сокращению добычи нефти, а предложенный российским компаниям механизм по сокращению дисконта пока еще не заработал в полную силу.