Российские регионы в 2024 году пережили существенное снижение поступлений от ключевого налога с бизнеса, который обеспечивает субъектам РФ каждый третий рубль в местных бюджетах.
Сборы налога на прибыль, 85% которого уходит в казну регионов и лишь 15% — в федеральный бюджет, по итогам первого полугодия упали на 10%, подсчитали аналитики «Эксперт РА» на основе данных Минфина.
В денежном выражении российские губернаторы недосчитались 400 млрд рублей по сравнению с прошлым годом, когда за январь–июнь бизнес перечислил 3,2 трлн рублей. Налог на прибыль упалчивается по ставке 20%, при этом 17% забирают себе регионы.
Зоной налогового бедствия стали угольные регионы, которые столкнулись с обвальным падением экспорта и убытками крупных, в том числе градообразующих предприятий.
Так, в Кемеровской области, на которую приходится 80% российской добычи коксующихся углей и 60% — каменных, поступления налога на прибыль обвалились более чем в 1,5 раза, отмечает «Эксперт РА». Такое же падение было зафиксировано в Новгородской и Мурманской областях, а также в Еврейской автономной области и Республике Бурятия.
Кемеровская область и ЕАО также вошли в топ регионов-антилидеров по сокращению промышленного производства: объемы выпуска в этих субъектах за первое полугодие просели на 4,9% и 4,4%.
Поступления по налогу на прибыль снизились в том числе из-за санкций, значительного роста цен на высокотехнологичное оборудование и, как следствие, снижения прибыли налогоплательщиков, перечисляет руководитель отдела суверенных и региональных рейтингов «Эксперт РА» Татьяна Тирских (ее цитирует РБК).
Падение сборов может отражать ухудшение конъюнктуры для региональных бюджетов по сравнению с благоприятным 2023 годом, предупреждает директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов: «Мы понимаем, что прибыльность у многих организаций снижается, поэтому логично, что поступления налога на прибыль не растут».
В целом бюджеты регионов завершили первое полугодие в плюсе, указывают в «Эксперт РА»: доходы прибавили 6,5% и достигли 9,7 трлн рублей, тогда как расходы увеличились на 7%, до 8,9 трлн. Это оставило в местных бюджетах 759 млрд рублей профицита, который практически не изменился по сравнению с первым полугодием прошлого года.
Проблемами для региональных бюджетов неизбежно обернется вторжение ВСУ в Курскую область, где Москва де-факто потеряла контроль над территорией площадью в два города-миллионника (800 кв. км, по оценке ISW).
В приграничных субъектах исполнение бюджетов будет более дефицитным, чем прогнозировалось, а ряд социально-экономических показателей, возможно покажут замедление, предупреждает Тирских.
Спасать бюджеты субъектов, где введен режим ЧС, придется за счет федеральной казны. «Общие объемы доходов этих бюджетов могут резко возрасти за счет безвозмездных поступлений», — полагает Климанов.