Китайские банки становятся все менее дружественными к российским импортерам. Они начали массово запрашивать у отправителей платежей из Россию информацию о конечных целях использования продукции, за которую перечисляются деньги, и о ее конечных пользователях.
Подход бывает разный. В вопросе о конечных пользователях некоторые банки и отделения довольствуются объяснением, будет ли товар перепродан, а если да — что он будет использоваться в гражданских, а не военных целях. Другие же требуют предоставить название и виды деятельности конечного получателя, следует из рассказов девяти импортеров, получивших такие требования на этой неделе. И, главное, в половине запросов импортера просят гарантировать, что конечный получатель никак не связан с российской армией или военно-промышленным комплексом, рассказали собеседники The Moscow Times.
Без этой информации банк не разблокирует перевод — а в последнее время российские платежи надолго зависают в китайских банках. «По статистике российского банка, с которым работаем, с 1 марта в Китай прошло не более 25% платежей», — рассказывает владелец экспортно-импортной компании.
Такой полной информации о назначении платежа, как сейчас, китайские банки прежде не требовали — весной 2022 года им хватало простого подтверждения, что оплачиваемый товар не будет использоваться в военных целях, говорит менеджер российско-азиатского торгового дома. С февраля же, по его словам, все банки требуют указывать код товара (HS code в международной практике и код ТНВЭД в России), за который идет платеж, — и многие отказывают в оплате продукции, попавшей под санкции. Но с кодами можно «поиграть» — указав не тот, что попал под санкции, а близкий по значению, продолжает собеседник The Moscow Times.
Теперь придется еще «играть» и информацией о получателях товара, добавляет он. «А мы так и напишем в конечной цели приобретения — будем играть», — шутит импортер детских игрушек. «Мы раньше возили из Китая секс-игрушки и презервативы, вот сейчас было бы интересно отвечать на запросы», — иронизирует другой импортер. Теперь ему не до смеха: он ввозит в Россию комплектующие для электрики и электротовары, в том числе по госконтрактам, и пока не придумал, что писать в ответ банку. В такой же ситуации поставщик запчастей для станков — все, что он ввозит, попало под санкции, и теперь дружественные китайские банкиры вставляют палки в колёса почище недружественных, сокрушается он.