В 2023 году оставшиеся в России западные компании заработали 1,3 трлн рублей — на 40% или 383 млрд больше, чем в довоенном 2021-м, подсчитала «Новая газета Европа». В список попали 100 крупнейших фирм. 85% суммарной прибыли, или 1,1 трлн рублей, пришлось на 20 из них. В топе лидеров: британский энергетический концерн BP (250 млрд), французская нефтегазовая компания TotalEnergies (234 млрд) и австрийский банк Raiffeisen (125,4 млрд).
BP принадлежат 19,75% в «Роснефти». Несмотря на то, что компания перестала учитывать их в отчетности и уверяла, что продолжает «рассматривать варианты завершения» ухода из России, из-за введенных Кремлем ограничений у BP нет никаких вариантов продажи этого актива.
TotalEnergies владеет почти пятой частью крупнейшего частного производителя газа «НОВАТЭК» и долями в подконтрольных ему заводах «Ямал СПГ» (20%) и «Арктик СПГ 2» (10%). После начала войны в Украине компания не объявляла о планах уйти из России. Сейчас она экспортирует сжиженный природный газ в Европу с ямальского проекта, на чем и зарабатывает. От закупок с «Арктик СПГ 2» TotalEnergies отказалась лишь после того, как США ввели против него санкции.
Что касается Raiffeisen Bank International (RBI), он собирался свернуть бизнес в России после начала войны, и анонсировал эти планы еще весной 2022 года, однако процесс до сих пор откладывался. 2 мая глава группы Йоханн Штробль заявил, что банк радикально активизирует процесс ухода из России в третьем квартале этого года. До этого кредитная организация получила письмо от Европейского центрального банка (ЕЦБ) с требованием урезать кредитование российских клиентов на 65%, а также существенно сократить международные платежи. Однако сделать все это RBI нужно лишь к 2026 году.
Среди зарубежных компаний, остающихся в России, быстрее всех богател венгерский OTP-банк. Он увеличил чистую прибыль в 200 раз, с 133 млн рублей в 2022 году до 25 млрд рублей в 2023-м. В самом банке объяснили такой резкий рывок обновленной стратегией, которая привела к «существенному росту прибыли в розничном кредитовании и трансакционном бизнесе». На втором месте оказался польский производитель упаковки Can-Pack — его прибыль от российского бизнеса в 2023 году выросла на 400%, до 4,6 млрд рублей.
В целом за два года войны лидерами по заработкам стали российские «дочки» шести компаний: BP (+35,6 млрд рублей), Philip Morris (+18,7 млрд), JTI (+17,4 млрд), Mitsui (+9,6 млрд), Cagrill (+7,9 млрд) и ING (+7,5 млрд). Суммарно их средняя прибыль в 2022–2023 годах выросла почти на 97 млрд рублей к последнему предвоенному году.
Несмотря на это, большая часть доходов зарубежных компаний в России фактически заблокирована из-за введенных властями ограничений. Фирмы из «недружественных» стран могут выводить из РФ только 10 млн рублей в месяц. Чтобы увеличить эту сумму, потребуется разрешение правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, которую возглавляет министр финансов Антон Силуанов. Для его получения нужно инвестировать значительные суммы в расширение объема производства и новые технологии в России, а именно такие инвестиции западные компании прекратили с началом войны.
Также есть третий, самый распространенный в силу объективных причин вариант — положить эти деньги на рублевый счет типа «С», открытый в российском банке. Таким образом, прибыль западных компаний поддерживает стабильность финансовой системы России, которая продолжает вести войну в Украине. Фактически запрет на вывод капитала из страны увеличил активы российских банков более чем на 1 трлн рублей.
Главным бенефициаром заморозки зарубежных средств стал российский бюджет. В 2023 году он получил от иностранных компаний 422 млрд рублей налогов. Почти половину — 207 млрд — перевели TotalEnergies, BP, Raiffeisen и голландская Shell. Это около 1,5% от всех доходов бюджета России в прошлом году, подсчитало издание.