Российская экономика избежит первой с середины 1990х двухлетней рецессии и вернется к росту уже в этом году, прогнозирует Минэкономразвития.
Согласно очередному макропрогнозу МЭР – четвертому за последние 12 месяцев – ВВП РФ в 2023 году прибавит 1,2% вместо снижения на 0,8%, которые ведомство ожидало с конца прошлого года.
На фоне санкций, нефтяного эмбарго и отключения газа большинству европейских стран экспортные доходы экономики упадут на $122 млрд, ожидает МЭР, а их годовой объем – $466 млрд – будет даже ниже, чем прогнозировалось изначально ($529 млрд).
Несмотря на это, российская промышленность вернется пусть к вялому, но росту (на 0,2%), а уровень жизни граждан полностью восстановится после военного провала, утверждает МЭР: реальные располагаемые доходы после падения на 1% увеличатся на 3,4%, а реальные зарплаты – на 3,5%, рекордную за пять лет величину.
Это повлечет восстановление потребительского спроса, который «внесет основной вклад в рост экономики», поделился оптимистичными ожиданиями глава МЭР Максим Решетников.
Тем не менее, сверхдоходы от экспорта сокращаются, прибыль крупных компаний снижается, признал он. А это сулит проблемы с частными инвестициями, которым могут потребоваться инструменты поддержки, признал он.
По итогам прошлого года российский ВВП, согласно официальной статистике, сократился лишь на 2,1% – почти вчетверо меньше, чем МЭР ожидало в первые месяцы войны.
Однако во многом результат ударной работы оборонных заводов, которые переведены на трехсменный режим, чтобы снабжать армию. Если исключить отрасли, завязанные на гособоронзаказ, темпы падения промпроизводства в России достигают примерно 8%, оценивал директор по инвестициям «Локо Инвест» Дмитрий Полевой.
По его словам, «полностью здоровой» эту ситуацию назвать сложно. Снаряды и бомбы украшают экономическую статистику на бумаге, но ресурсы бюджета при этом сгорают на украинском фронте. И российские власти гордятся цифрами по экономике, воспринимать их за чистую монету не стоит – они давно стали частью машины пропаганды, считает Агат Демарайс, директор по прогнозированию Economist Intelligence Unit.
«Производство танков и ракет не повышает жизненные стандарты, — напоминает она. — Часть ВВП (России) быстро уничтожается на поле боя».