Расчеты многих валютных игроков, ставивших на то, что наш центробанк продолжит повышать шекелевую ставку вслед за американцами, не оправдались. В преддверии решения монетарной комиссии спрос на шекели даже стал расти и израильская валюта подорожала до 3,79 шекеля за доллар.
Так, американский “Ситибанк” даже успел снять кое-какую прибыль по короткой шекелевой позиции на повышение против евро и доллара, открытой 11 августа при курсе 3,797 шекеля за доллар и 4.09 шекеля за евро. Позицию закрыли в ночь на 5 сентября, при курсе 3,79 шекеля за доллар и 4,07 шекеля за евро, едва успев до того, как решение банка Израиля о том же уровне учетной ставки снова спровоцировало удешевление шекеля.
Если бы ставка повысилась, шекель наверняка подорожал бы еще и “Ситибанку” досталась бы гораздо более высокая прибыль. Но эти расчеты не оправдались, и если бы не сработавший в последний момент алгоритм, позиция превратилась бы в резко убыточную.
Да, Банк Израиля решил не повышать ставку, и это больно ударило по ожиданиям рынка, привыкшего к тому, что Израиль послушно движется в кильватере американского монетарного ледокола. А ФРС, как известно, недавно снова повысил ставку до 5,5% процента годовых, и, судя по заявлениям тамошних финансовых деятелей, это еще не вершина горы.
В Израиле базовая ставка осталась на уровне 4,75% годовых, что создает сильный дифференциал ставок, при котором деньги намного выгоднее держать в долларах – из-за разницы в процентах на вклады.
Поэтому отток шекелевых активов продолжился с новой силой, и шекель, как и ожидалось, пробил границу в 3,8 за доллар, к которой давно подкатывался. Сейчас он держится на уровне 3 шекелей 84 агор за доллар, и это не предел.
Данная ситуация благоприятна для израильских предприятий, работающих на экспорт – поскольку они могут позволить себе снижать долларовую цену продукции из-за дешевеющего шекеля, то есть успешнее конкурировать с предприятиями из других стран.
Но она неприятна для тех, кто, наоборот, завозит товары и услуги в Израиль, платя за них в долларах, поскольку сейчас та же долларовая цена, что и раньше, обходится в больше шекелей. Это, в свою очередь, становится дополнительным фактором роста шекелевых цен, то есть инфляции.
Вместе с тем, дальнейшее повышение учетной ставки вызвало бы новую волну возмущения среди населения, которое выплачивает кредиты, поскольку с каждым новым повышением растет и процент по ссудам, в первую очередь – ипотечным.
Кроме того, общий уровень инфляции в Израиле в последние месяцы довольно низок, поэтому небольшой ее разгон не станет катастрофическим фактором.
Есть и еще одно соображение, которым, возможно, руководствовался Амир Ярон, управляющий Банком Израиля. Сейчас премьер-министр Биньямин Нетаниягу решает вопрос о продлении его срока полномочий, и не секрет, что многие министры в последнее время выказывали недовольство послушными “покатушками” шекелевой ставки вслед за долларовой.
Ярон вполне мог приберечь это “политическое неповышение” именно до того момента, когда надо будет потрафить правительству в свете решения его, Ярона, дальнейшей судьбы.
Так или иначе, подорожания шекеля в ближайшее время ожидать не стоит. Этому не способствуют ни монетарные, ни политические, ни экономические обстоятельства – естественный спрос на шекели, который раньше создавался за счет масштабных инвестиций в израильский “хайтек”, резко снизился из-за общемирового кризиса в этой отрасли.