Российские власти готовят «охоту» на бизнес, уклоняющийся от уплаты налогов, чтобы закрыть дыры в федеральной казне и бюджетах регионов, по которым ударили санкции и падение доходов от экспорта сырья.
Правительство поручило Федеральной налоговой службе провести мониторинг и проверки компаний на предмет «теневой занятости» — когда зарплаты сотрудникам платятся наличными в конвертах, без уплаты НДФЛ и соцвзносов.
Об этом сообщает РБК со ссылкой на источники, знакомые с итогами «стратегической сессии» кабмина, которая прошла 25 апреля под председательством премьера Михаила Мишустина.
Мониторинг в компаниях планируется с использованием больших данных. При этом для отдельных отраслей власти могут установить целевые показатели (KPI) по снижению уровня теневой занятости, говорят источники РБК.
Официально меры объясняются стремлением к «обелению» экономики и повышению благосостояния граждан, реальные располагаемые доходы которых так и не восстановились после аннексии Крыма.
Но в реальности цель правительства — повысить доходы бюджетов регионов, которые примерно на треть наполняются за счет НДФЛ, указывает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов.
В последние месяцы 2022 года более трети субъектов РФ (33 из 85) зафиксировали падение поступлений в казну, а пять — пережили полноценный крах доходов.
Так, Тюменская область в четвертом квартале недосчиталась каждого второго рубля налогов: сборы рухнули на 48,9%. Доходы Красноярского края упали на 39%, Мурманской области — на 33%, Хакасии — на 32%, Кемеровской области — на 30%.
Проблемы возникли с налогом на прибыль компаний, попавших под санкции, указывает заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Александр Дерюгин. В 2023 году «бюджеты подавляющего большинства регионов окажутся несбалансированными» и им понадобится помощь из Москвы, предупреждает он.
Но будут ли деньги на это в федеральной казне, неясно: по итогам первого квартала ее нефтегазовые доходы упали на 45%, а дефицит превысил годовой план — 2,4 трлн рублей. Накопленный итогом за 12 месяцев (с апреля-2022 по март-2023) бюджет потратил на 7 трлн рублей больше, чем собрал в виде налогов.
Чтобы закрыть «дыру» ФНС уже резко увеличила число налоговых проверок (до 10,2 тысяч за прошлый год), а по их итогам выставила бизнесу претензии на рекордные 685,7 млрд рублей. Сумма доначислений на 80% превысила прошлогоднюю, при этом выявлением налоговой недостачи закончились 95% проверок.
На этот раз налоговой, возможно, придется пойти еще дальше. «Единственный способ снизить теневую занятость — это контроль доходов и расходов налоговыми органами. Он позволяет выявить „дельту“ между ними и обложить ее налогом», — указывает Сафонов.
В попытке найти деньги для бюджета, которому в этом году нужно потратить 10 трлн рублей на армию силовые структуры, власти ввели «добровольно-принудительный» сбор на 300 млрд рублей с крупных компаний, а также повышают налоги для нефтедобывающих корпораций. Но это лишь временные «заплатки» — в ближайшие годы «очень вероятным сценарием» будет повышение налогов для корпоративного сектора, предупреждали ранее аналитики Альфа-банка.