Минфин признал несостоявшимися оба аукциона по размещению ОФЗ, которые проводил 15 мая: доходности госбумаг достигли максимума с 2022 г., и заявок по приемлемым для Минфина ценам не было. Такое произошло впервые с сентября прошлого года, когда ставки на рынке росли вслед за ключевой, а власти безуспешно пытались остановить падение рубля.
Доходности ОФЗ растут с февраля, когда рынок начал осознавать, что ЦБ приступит к снижению ставки не так быстро, как считалось ранее. На этой неделе рост ускорился. Совпали несколько факторов.
В понедельник ЦБ опубликовал резюме обсуждения ключевой ставки 26 апреля, из которого стало ясно, что ее снижение откладывается еще дальше. Базовый сценарий регулятора допускает, что в этом году она вообще не будет снижена, а альтернативный, вероятность которого ЦБ, впрочем, пока не считает высокой, допускает даже ее повышение. Причем возможность повышения рассматривалась на апрельском заседании. Цены ОФЗ закладывали более мягкую политику и не столь позднее снижение ключевой ставки. После публикации резюме доходность рублевых госбумаг растет три дня подряд и в среду достигла максимумов с марта 2022 г., отмечают аналитики Росбанка.
В тот же день Минфин утвердил эмиссию четырех новых выпусков ОФЗ-ПД общим объемом 2,75 трлн руб. Это произвело впечатление на рынок: возможно, правительство намерено активизировать заимствования. Директор департамента госдолга Минфина Денис Мамонов уверяет, что это не так и министерство действует в зависимости от конъюнктуры: «Если есть возможность привлечь больше, мы это делаем, если нет — мы не станем гнаться за объемами любой ценой». Он не исключает увеличения спроса на ОФЗ во II полугодии. При этом Минфин старается размещать ОФЗ исключительно с фиксированным купоном, избегая занимать по плавающим ставкам. Более жесткая политика ЦБ «на дольше» не располагает к их покупке, особенно в преддверии размещения Минфином новых (очень) длинных ОФЗ, отмечал экономист Дмитрий Полевой.
Настроения рынка могли объясняться и реакцией на кадровые перестановки в правительстве, прежде всего — назначение министром обороны экономиста и бывшего первого вице-премьера Андрея Белоусова с комментарием Дмитрия Пескова о сходстве нынешней ситуации с концом 1980-х в плане больших военных расходов. Рынок госдолга не поверил, что Белоусов поможет избежать ловушки военных расходов холодной войны, рассуждает экономист Bloomberg Economics по России и СНГ Александр Исаков. Комментарии о том, что назначение экономиста главой Минобороны поможет стабилизировать долю ВПК в структуре ВВП и не допустить дестабилизации частного сектора, должны были дать рынку уверенность в здоровом консервативном крене будущей бюджетной политики, продолжает Исаков, но рынок воспринял этот сигнал иначе. Он не поверил в слова о способности избежать «проблемы 1980-х» — вероятно, воспринял назначение как сигнал о том, что вооруженный конфликт окажется более продолжительным и потребует более значительной перестройки экономики, чем оценивали прежде.