Китай подготовил мощные ответные меры против американских компаний, если избранный президент Дональд Трамп вновь развяжет торговую войну между двумя крупнейшими экономиками мира, утверждают советники Пекина и международные аналитики по рискам. Об этом пишет FT.
Правительство китайского лидера Си Цзиньпина было застигнуто врасплох победой Трампа на выборах 2016 года и последующим введением более высоких тарифов, ужесточением контроля за инвестициями и санкциями против китайских компаний.
Но хотя хрупкие экономические перспективы Китая с тех пор сделали его более уязвимым для давления США, за последние восемь лет Пекин ввел масштабные новые законы, которые позволяют ему вносить иностранные компании в черный список, вводить собственные санкции и сокращать доступ американцев к важнейшим цепочкам поставок.
«Это двусторонний процесс. Китай, конечно, будет пытаться взаимодействовать с президентом Трампом любыми способами, пытаться вести переговоры», — сказал Ван Дун, исполнительный директор Института глобального сотрудничества и взаимопонимания Пекинского университета. «Но если, как это случилось в 2018 году, путем переговоров ничего не удастся достичь и придется бороться, мы будем решительно отстаивать права и интересы Китая».
Президент Джо Байден сохранил большинство мер, принятых его предшественником против Китая, но Трамп уже обозначил еще более жесткую позицию, назначив на важные посты «ястребов» в отношении Китая. В распоряжении Китая теперь есть «закон об антииностранных санкциях», который позволяет ему противодействовать мерам, принимаемым другими странами, и «список ненадежных организаций» для иностранных компаний, которые, по его мнению, подрывают его национальные интересы.
Расширение закона об экспортном контроле означает, что Пекин также может использовать свое глобальное доминирование в поставках десятков ресурсов, таких как редкоземы и литий, которые имеют решающее значение для современных технологий.
Эндрю Гилхольм, глава отдела анализа Китая в консалтинговой компании Control Risks, говорит, что многие недооценивают ущерб, который Пекин может нанести интересам США. Гилхольм указал на «предупредительные выстрелы», сделанные в последние месяцы. Среди них — санкции, наложенные на компанию Skydio, крупнейшего американского производителя беспилотников, которые запрещают китайским группам поставлять компании критически важные компоненты.
Пекин также пригрозил включить PVH, чьи бренды включают Calvin Klein и Tommy Hilfiger, в свой «список неблагонадежных», что может сократить доступ компании к огромному китайскому рынку.
«Это вершина айсберга», — сказал Гилхольм, добавив: «Я постоянно говорю нашим клиентам: Вы думаете, что учли геополитический риск и торговую войну между США и Китаем, но это не так, потому что Китай еще не принял серьезных ответных мер».
Китай также стремится сделать свои технологические и ресурсные цепочки поставок более устойчивыми к нарушениям, вызванным санкциями США, и одновременно расширяет торговлю со странами, менее склонными к сотрудничеству с Вашингтоном. С точки зрения Пекина, хотя к концу президентства Байдена отношения с США стали более стабильными, политика уходящей администрации в основном продолжалась в том же ключе, что и в первый срок Трампа.
«Все уже ожидали худшего, поэтому никаких сюрпризов не будет. Все готовы», — говорит Ван Чонг, эксперт по внешней политике из Чжэцзянского университета международных исследований.
Тем не менее, Китай не может легкомысленно отмахнуться от угрозы Трампа ввести общие тарифы более чем на 60% на весь китайский импорт, учитывая замедление экономического роста, слабое доверие потребителей и бизнеса и исторически высокий уровень безработицы среди молодежи.
Гун Цзионг, профессор Пекинского университета международного бизнеса и экономики, сказал, что в случае переговоров он ожидает, что Китай будет открыт для увеличения прямых инвестиций в американское производство или для переноса большего количества производств в страны, которые Вашингтон считает приемлемыми.
Китай изо всех сил пытается поднять экономику на фоне сомнений в том, что он сможет достичь официальной цели роста в этом году — около 5%, что является одним из самых низких показателей за последние десятилетия.
Бывший торговый чиновник США, попросивший не называть его имени, сказал, что Пекин был осторожен, опасаясь еще больше подорвать слабые международные инвестиционные настроения.
«Эти ограничения все еще существуют, и внутренняя напряженность в Китае все еще сохраняется, но если будут введены 60%-ные тарифы или администрация Трампа начнет проявлять ястребиные намерения, то ситуация может измениться», — сказал бывший чиновник.