Совет Евросоюза одобрил газовую директиву, согласно которой Россия и Беларусь фактически не будут допущены к участию в механизме совместных закупок газа странами блока. На механизм, введенный в ответ на развязанную Москвой в 2022 г. газовую войну, приходится 15% закачиваемого в хранилища газа. Ограничения касаются как трубопроводного газа, так и сжиженного.
Совет ЕС во вторник принял документы, устанавливающие общие правила внутреннего рынка для природного газа, СПГ и водорода, а также реформирующие газовое законодательство ЕС. Теперь государства блока получили инструмент, позволяющий ограничить резервирование мощностей для российского и белорусского газа там, «где это затрагивает их важнейшие интересы безопасности», сообщил Совет ЕС.
ЕС уже поставил цель полностью отказаться от российского газа до 2027 г. Но пока поставки «Газпрома» продолжаются по двум трубопроводам из пяти, а закупки российского СПГ за период войны в Украине даже выросли. В борьбе с газовым кризисом, в результате которого цена газа в августе 2022 г. превысила 340 евро/МВт·ч ($3600 за 1000 кубометров), Еврокомиссия приняла программу REPowerEU. Она, в частности, предусматривает совместные закупки газа европейскими потребителями; это сделано, в частности, для того, чтобы страны не конкурировали друг с другом, взвинчивая котировки, и чтобы облегчить доступ к поставкам СПГ малым и средним предприятиям.
В 2023 г. была запущена платформа AggregateEU, где собираются заявки от стран ЕС, соответствующие 15% их потребностей в заполнении газохранилищ, или примерно 13,5 млрд кубометров в год. На ней с апреля прошлого года прошло уже пять краткосрочных тендеров и один среднесрочный. На среднесрочном, который состоялся в феврале 2024 г., 19 компаний подали заявки на 34 млрд кубометров (на срок от 6 месяцев до 5 лет), а поставщики предложили 97,4 млрд.
Россия в таких тендерах теперь участвовать не сможет: ни «Газпром», который из-за потери европейского рынка получил в прошлом году чистый убыток впервые за 25 лет (а его размер — 629 млрд рублей — стал рекордным за три десятилетия истории компании), ни поставщики СПГ (в 2023 г. ЕС увеличил закупки сжиженного газа у России на 40% по сравнению с довоенным 2021-м).
Согласно новой директиве Совета Европы, в целях обеспечения энергетической безопасности ЕС «поставки природного газа из Российской Федерации или Беларуси, а также поставки СПГ с объектов, расположенных в Российской Федерации или Беларуси, не должны предлагаться через механизм агрегирования спроса и совместных закупок природного газа до 31 декабря 2025 г.».
Еврокомиссия может и дальше временно исключать закупки газа из этих двух стран — на период до одного года, говорится в документе. Поставщики газа в рамках механизма должны будут предоставить документы, подтверждающие, что предлагаемое ими топливо не связано с Россией и Беларусью.
Кроме того, поскольку Россия уже показала, что готова использовать энергоресурсы в качестве оружия, ее нельзя допускать и на формирующийся в ЕС рынок водородного топлива. Поэтому Еврокомиссия должна иметь возможность ограничивать ее участие в его работе, решил Совет ЕС.
«Мы пережили две зимы без значительных трудностей, во всяком случае что касается безопасности снабжения, — заявил представитель Еврокомиссии Эрик Мамер, комментируя утвержденную Советом ЕС реформу. — И мы сумели сократить потребление энергии, смогли диверсифицировать энергоснабжение, особенно по газу».
ЕС закончил прошедший отопительный сезон с рекордными запасами в хранилищах. Сейчас они заполнены на 67,2%; цель — иметь 90% к началу ноября, но, по оценкам аналитиков, она может быть достигнута уже летом. На торгах во вторник газ (фьючерс Dutch TTF) стоит около 33 евро/МВт·ч ($380 за 1000 кубометров).