Центральный банк Китая во вторник пообещал масштабные денежно-кредитные меры поддержки, в том числе рынка недвижимости, которые призваны оживить экономику перед лицом сильного дефляционного давления и риска невыполнения целевых показателей ВВП на 2024 год.
Более широкий, чем ожидалось, комплекс стимулов говорит о стремлении правительства КНР восстановить доверие ко второй по величине экономике мира после ряда разочаровывающих экономических данных.
Глава ЦБ Китая Пань Гуншэн объявил, что регулятор снизит процентные ставки и вольет дополнительные деньги в финансовую систему, а также облегчит бремя ипотечных кредитов для домохозяйств.
Центральный банк в ближайшее время сократит на 50 базисных пунктов норму обязательных банковских резервов (RRR) – сумму денежных средств, которую банки должны хранить на балансе, сообщил Пань на пресс-конференции.
Это позволит высвободить около 1 триллиона юаней ($142 миллиарда) для нового кредитования. В зависимости от ситуации с ликвидностью на рынке в конце этого года RRR может быть снижена еще на 0,25-0,5 б.п., сказал Пань.
ЦБ КНР также снизит семидневную обратную ставку репо, свой новый ориентир, на 0,2 б.п. до 1,5%. Ставка в рамках программы среднесрочного кредитования снизится примерно на 30 базисных пунктов, а ставка по кредиту для первоклассных заемщиков – на 20-25 базисных пунктов.
Руководитель Народного банка КНР не уточнил, когда это произойдет.
Меры к поддержке рынка недвижимости включают в себя снижение средней процентной ставки по существующим ипотечным кредитам на 50 б.п. и снижение минимального первоначального взноса до 15% для всех типов жилья.
ЦБ Китая также ввел два новых инструмента для стимулирования рынка капитала: 1) программа свопов на сумму 500 миллиардов юаней, которая позволит фондам, страховщикам и брокерам получить более легкий доступ к финансированию для покупки акций; 2) предоставление дешевых кредитов коммерческим банкам от ЦБ КНР объемом до 300 миллиардов для финансирования покупки и обратного выкупа акций.
Однако аналитики отметили отсутствие каких-либо мер, направленных на поддержку реальной экономической активности. Поскольку спрос на кредиты со стороны бизнеса и потребителей слаб, для того чтобы рост ВВП вернулся на траекторию, направленную на достижение целевого уровня 5% в 2024 году, могут потребоваться также изменения в налогово-бюджетной политике Пекина.