Обвал курса рубля, сделавший российскую валюту одной из слабейших в мире, пролил бальзам на раны российского бюджета.
В августе, когда доллар подскакивал выше 100 рублей, а евро стоит дороже 110 рублей, казна получила рекордный за 15 месяцев объем налогов на нефть, отчитался во вторник Минфин.
За месяц государству удалось собрать с нефтяников 745,8 млрд рублей налога на добычу полезных ископаемых (НПДИ) — почти 200 млрд, или на 34% больше, чем месяцем ранее. Поступления экспортной пошлины на нефть выросли до 26,8 млрд рублей, превысив июльские на 39%.
Совокупные нефтяные доходы достигли 772,6 млрд рублей — это максимум с мая 2022 года (тогда было 873 млрд рублей).
На нефтяные доходы повлияли как цены (средняя стоимость Urals достигла $74 за баррель), так и падение рубля, пишут аналитики Райффайзенбанка: чем выше доллар, тем больше рублей получает казна с одинакового объема экспорта в валюте.
Каждый рубль роста курса приносит в бюджет около 100–120 млрд рублей дополнительных годовых доходов, оценивает Александр Исаков, экономист по России Bloomberg Economics. После девальвации, уронившей рубль до уровней первых недель войны, бюджет получит около триллиона рублей нефтегазовых сверхдоходов в оставшиеся месяцы года, рассказывали в начале августа источники Bloomberg, знакомые с расчетами Минфина.
Общий объем нефтегазовых доходов в августе, впрочем, оказался ниже июльского — 642,7 млрд рублей против 811,3 млрд. Сказалось то, что в июле нефтяники платили в бюджет налог на добавленный доход (НДД), а в августе получили рекордные в этом году субсидии на поддержание цен на топливо. В рамках демпферного механизма, призванного не допускать роста цен на бензин, нефтяным компаниям было выделено 185,9 млрд рублей — на 68% больше, чем в июле. С начала года объем таких субсидий превысил 800 млрд рублей.