Правительство разрешило российским генерирующим компаниям отказаться от модернизации более чем десятка электростанций по всей стране из-за нехватки средств и неопределенности с поставками оборудования. Это следует из распоряжения кабмина от 13 февраля, на которое обратил внимание «Интерфакс». Согласно документу, из перечня проектов модернизации убрали нижнекамскую ТЭЦ «Татнефти» и перенесли ее обновление на 2027 год. Также из списка вычеркнули Автозаводскую ТЭЦ «ЕвроСибЭнерго» и Воронежскую ТЭЦ-1 «Квадры». В первом случае из-за роста цен на оборудование проект стал угрожать финансовой стабильности компании, а во втором модернизация была признана неокупаемой при текущей стоимости турбин.
Территориальной генерирующей компании № 2 (ТГК-2), снабжающей Архангельскую, Вологодскую, Костромскую, Новгородскую и Ярославскую области, из-за проблем с финансированием разрешили не проводить реновацию Костромской ТЭЦ-2, Ярославской ТЭЦ-2 и Ярославской ТЭЦ-3. Изначально ТГК-2 планировала получить средств на проекты у Альфа-банка, но не смогла договориться о выдаче кредитов. Компании «Энгел Россия» правительство согласовало отказ от проекта модернизации «Невинномысской ГРЭС», стоимость которого выросла на 454%. Сибирской генерирующей компании (СГК) разрешили не модернизировать Ново-Кемеровскую ТЭЦ, Томь-Усинскую ГРЭС, Новосибирскую ТЭЦ-3 и Беловскую ГРЭС. При этом за сворачивание проектов компании придется заплатить около 2 млрд руб. Принадлежащую «Газпрому» Оптовую генерирующую компанию №2 освободили от обязательств по реновации Сургутской ГРЭС-1 из-за срыва поставок оборудования на 16 месяцев. Наконец, компании «Т Плюс» миллиардера Виктора Вексельберга разрешили не проводить модернизацию Ижевской ТЭЦ-2 и Самарской ТЭЦ.
Летом 2024 года замглавы Минэнерго Павел Сниккарс в письме первому вице-премьеру Денису Мантурову и вице-премьеру Александру Новаку сообщил, что российские производители не справляются с выпуском необходимого количества турбин, котлов и трансформаторов для тепловых электростанций, что создает проблемы для модернизации и ввода в эксплуатацию новых объектов. Он напоминал, что инвесторы обязаны при модернизации и строительстве крупной генерации устанавливать только российское оборудование, но энергетики «неоднократно заявляли о нарушениях сроков поставки», а цены на новое оборудование и стоимость сервисного обслуживания выросла в среднем на 70%. Сниккарс предлагал закупать необходимые турбины, котлы и трансформаторы, а также комплектующие в странах СНГ. Тогда правительство поручили Минэнерго, Минпромторгу и Минэкономики проработать вопрос введения штрафов для поставщиков за нарушение сроков поставки.
В сентябре 2024 года глава Минэнерго Сергей Цивилев заявил, что Россия исчерпала резервы электроэнергетики, которые были созданы во времена СССР, а на модернизацию отрасли не хватает средств. Так, по его словам, энергосистема Дальнего Востока вынужденно вошла в осенне-зимний период без необходимого резерва генерирующих мощностей из-за переноса капремонта ряда теплоэлектростанций.
Абсолютное большинство объектов крупной генерации современной России — это советское наследие, по сути «отголоски» ГОЭРЛО времен Владимира Ленина, указывал член экспертного совета при Российском газовом обществе Павел Марышев. «Очевидной проблемой, которая является основным источником рисков внутреннего периметра, является высокий моральный износ оборудования. Это, к слову, касается и электросетевого комплекса, который обновляется недостаточно быстрыми темпами», — отмечал эксперт.