Китай, страны Закавказья и Центральной Азии, а также Турция стали основными центрами ре-экспорта в Россию товаров и технологий, поставки которых западные страны постарались перекрыть после начала войны в Украине. Еще одним хабом для закупки чипов и другой высокотехнологической продукции, необходимой как гражданским компаниям, так и военным предприятиям, а также спецслужбам, стало Марокко.
После первых санкций, приведших к обвалу импорта, российские чиновники быстро обратили внимание на североафриканскую страну. Они предложили ее властям построить в Касабланке новый перевалочный терминал для обработки предназначенных для России грузов и создать торговый дом, через который Россия могла бы закупать товары из третьих стран. На совещаниях в министерстве транспорта, рассказывали тогда их участники The Moscow Times, чиновники обсуждали с представителями российских и иностранных транспортных компаний создание в портах Касабланки и Танжера хабов, которые бы частично заменили европейские порты, закрывшиеся для российских грузов.
Но власти Марокко эту идею не поддержали.
Тогда российские компании с помощью местного торгового представительства начали действовать сами, насколько можно судить по публикации The New York Times (NYT), которая ознакомилась с перепиской и проанализировала данные о перевозках. В октябре 2022 г. члены торговой миссии уже хвастались, что в порту Танжер-Мед действует 20 операторов, способных «быстро организовать» перевалку с крупных контейнеровозов на менее крупные (фидерные) суда с целью доставки грузов Россию.
А за полгода до этого «Прософт», московский дистрибутор оборудования для автоматизации технологических процессов, а также электронных компонентов, систем безопасности и визуализации и проч., обратился к российской торговой миссии в Марокко. В списке товаров, приложенном к письму, с которым ознакомилась NYT, значились сотни американских, европейский и японских микрочипов и сенсоров, которые «Прософт» теперь не мог закупать у производителей из-за санкций.
В апреле сотрудник миссии уже писал: «Мы находимся в постоянном контакте с генеральным директором [порта Танжер-Мед]. В случае захода судов под российским флагом проблем с обслуживанием не будет».
Представитель Танжер-Мед сообщила NYT, что, сдав судоходным компаниям места в аренду в портовом комплексе, порт «не имеет информации и не несет ответственности» относительно проходящих через этот комплекс судов. В Танжер-Мед «не знают» о товарах, которые следуют через российские порты, или об обслуживании судов из России, добавила она.
К ноябрю 2022 г. торговые чиновники в Марокко уже утверждали, что благодаря их «непосредственной поддержке» страна превратилась в перевалочный центр для поставок электроники. Товары из Тайваня, Китая и других производственных центров прибывали в Танжер-Мед и перегружались на суда, направлявшиеся в Россию. «Учитывая долгосрочный характер сотрудничества с марокканским партнером, объем поставок мог составлять около $10 млн в год», — писали они о своей работе с «Прософт».
Помогать московской компании также стала неизвестная марокканская фирма Invent Maroc, торговавшая металлоломом. После начала войны она создала новый сайт и стала переправлять через Марокко в Россию попавшую под санкции технологическую продукцию, включая микрочипы от Texas Instruments, Intel и NXP. Согласно торговым документам, она закупала электронику в Коста-Рике, Малайзии, Тайване, Китае, Японии и Мексике.
«Прософт» предлагает около 300 продуктов, содержащих чипы Intel, компоненты Nvidia и разработанный Google чип, оптимизированный для работы с искусственным интеллектом. Куда конкретно поставляется продукция компании, неясно, но военные эксперты уже не раз обнаруживали американские микросхемы в российских ракетах и беспилотниках, с помощью которых ведутся обстрелы Украины.
А вот интернет-провайдер Convex, лишившись доступа к оборудованию Cisco, нашел его в интернет-магазине «Наг» (nag.ru), который обходит санкции, закупая продукцию через цепочки поставщиков в Китае. После чего инженеры Convex установили в екатеринбуржском офисе ФСБ аппарат, предназначающийся для центров, занимающихся обработкой данных. «Скоординируйте с ФСБ размещение коммутатора Cisco Catalyst WS-C4948E», — писал инженер Convex 23 марта 2022 г. (NYT ознакомилась с перепиской).
Помимо «Нага», запрещенную к продаже в России продукцию можно без проблем приобрести в таких интернет-магазинах, как OCS Distribution, 3Logic Distribution, 4Telecom. Многие из них давно ею торговали, но санкции вынудили перестраивать цепочки поставок. С начала войны они получили из Китая технологической продукции на сотни миллионов долларов. На него и Гонконг пришлось 85% полупроводников, импортированных в Россию с марта 2022 по сентябрь 2023 гг. (до войны — 27%), по данным некоммерческой организации Silverado Policy Accelerator, которая отслеживает российские торговые потоки. «Наг» с начала войны закупил санкционной американской продукции примерно на $100 млн.
«Санкционные ограничения были успешно преодолены», — говорится в правительственном документе от марта 2023 г. о поставках через Турцию, пишет NYT. Последняя за первые девять месяцев этого года, судя по таможенным декларациям, отправила в Россию и пять стран СНГ, которые считаются посредниками в таких операциях, товары двойного назначения на $158 млн. Это в 5,6 раза больше, чем в среднем в 2015–2021 гг., когда такие поставки составили всего $28 млн, посчитала Financial Times на основании информации из базы таможенных данных Trade Data Monitor.