Немецкая ультраправая партия АдГ подавала судебный иск против поставок оружия в Украину по указке Кремля и на российские деньги. The Insider и Spiegel изучили взломанную переписку пропагандиста Владимира Сергиенко: из нее следует, что тот выступал посредником между Кремлем и ультраправыми депутатами, которые получали из Москвы тексты своих выступлений, лоббировали кремлевские инициативы и даже подавали на собственное правительство в суд. Деньги Сергиенко вывозил в Германию частично наличными, а частично через подконтрольную НКО.
Владимир Сергиенко, называющий себя политологом, — постоянный гость на пропагандистских ток-шоу. Так как бо́льшую часть времени он проводит в Берлине, на госканалах его приглашают комментировать темы, связанные с Германией, и даже представляют «немецким политологом». Пропагандист с удовольствием дает волю своей фантазии: то он заявляет, что Германия готовит план по убийству Зеленского, то рассказывает, как немцы посылают Украине «нацистский код», поставляя 88 танков, а иногда развлекает публику, устраивая драку в студии со своим коллегой, разыгрывающим роль «украинского политолога». В действительности же Сергиенко не такой безобидный клоун, каким может показаться. Как показывает взломанная переписка, он является связным (даже называет себя куратором), передающим от своих кремлевских кураторов месседжи для депутатов из партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). АдГ — пока еще маргинальная ультраправая партия, занимающая 83 из 736 мест в парламенте (пятая по величине), но весной она начала набирать обороты и вышла уже на второе место в опросах общественного мнения, обгоняя даже СПД (партию, к которой принадлежит и канцлер Олаф Шольц).
Лидеры АдГ не скрывают своих ультраправых взглядов: например, сопредседатель партии Александер Гауланд заявлял, что немцы могут гордиться подвигами немецких солдат во Второй мировой войне. Прославление подвигов Вермахта, однако, не помешало Кремлю пригласить в этом году Гауланда на торжественную встречу 9 мая (очевидно, чтобы обменяться опытом по захвату Украины).
Официально АдГ не признает своей связи с Кремлем, но, как показывает взломанная переписка, депутаты этой фракции не просто координировали с Москвой свои действия, но получали прямые инструкции — даже заготовленные темники, которым послушно следовали. Одной из таких задач была попытка остановить военную помощь Украине. Кремль надеялся, что АдГ сможет опротестовать эти поставки через судебный иск. Объяснить депутатам АдГ эту идею и обеспечить ее юридическое сопровождение, а также ее финансирование, было поручено Сергиенко, и ему это удалось.
Первого марта Сергиенко объясняет своему куратору Алексею, почему иск так важен для Кремля: «Работа правительства будет затруднена. Данная ситуация для нас выигрышна, так как танки в любом случае либо будут поставлены гораздо позже, чем планируется, либо будет принят судебный запрет. Для поддержания данных действий требуется следующее: одобрение, медийная поддержка, финансовая поддержка. Депутат Бундестага заключит договор на подготовку иска. Отдельно используются депутатские запросы и ответы научной службы Бундестага».
Тут же Сергиенко и отчитывается, какие расходы потребуются на этот иск: «Предположительно 25 тысяч евро в месяц (ориентировочно два-три месяца на рассмотрение, столько же будет длиться судебное обеспечение, то есть запрет на поставку). Счет выставляет престижное адвокатское бюро, объединяющее нескольких профильных адвокатов. Дополнительные расходы кураторства и представительские расходы (ориентировочно 10 тысяч евро). ФИО вовлеченных коллег (депутатов Бундестага) будут предоставлены».
Владимир Сергиенко в роли «немецкого политолога» на пропагандистском ток-шоу
На следующий день Сергиенко пишет куратору: «Глянь черновик». Тот отвечает: «Хорошо. Я доложил еще вчера, обратной реакции пока не получил». «Ждем», — отвечает Сергиенко.
Работа по «обработке» немецких депутатов прошла успешно: 5 июля парламентская фракция АдГ подала иск в органы в Федеральный конституционный суд, разбирательство идет в Карлсруэ по делу № 2 BvE 5/23. Формальный предлог для иска — поставки вооружений не были согласованы с Бундестагом, хотя никакие немецкие законы не требуют этого.
Были у Сергиенко и другие согласованные с куратором документы, например, письмо папе римскому от политика из АдГ и по совместительству президента Ассоциации по защите русскоговорящих в ФРГ Ульриха Оймэ, где тот просит обратить внимание на «гонение на христиан в Украине». Черновик этого обращения был прислан куратору на русском языке 12 апреля, а опубликовано оно было 14 апреля.
Сергиенко получал прямое финансирование из Москвы, что также подтверждает переписка, где куратор Алексей спрашивает: «На НКО немецкое можем перевести? Нужны реквизиты?» Сергиенко отвечает: «Да. На немецкое НКО можем перевести. Сейчас выясню у аудитора».
Попытка срыва военной помощи Украине — не единственный пример, когда Сергиенко решал в АдГ вопросы по требованию кураторов. Так, 26 апреля он отчитывается перед куратором: «Депутат Бундестага ФРГ, член ПАСЕ и Федерального президиума АдГ профессор Харальд Вайель выступил с заявлением на сессии парламентской ассамблеи Совета Европы. Он заявил, что киевские власти открыто преследуют православных Украины русского патриархата», — и посылает в подтверждение выполненной работы видео. «Принял, здорово, — отвечает Алексей и сразу уточняет: — А по польской теме будет?» Было ли потом озвучено АдГ желаемое заявление «по польской теме», неясно, но вот заявление Вайеля о преследовании РПЦ мгновенно растиражировали кремлевские СМИ. В самой Германии этого заявления, разумеется, даже не заметили.
Деньги Сергиенко получает не только через НКО. Тогда же в апреле таможенники задержали Сергиенко и обнаружили при нем сумму в 9 тысяч евро наличными (чуть менее максимально разрешенной суммы в 10 тысяч). В июне он был проверен на границе снова — и опять при нем оказалось 9 тысяч евро.
Этот способ финансирования очень напоминает случай с другой ультраправой партией — итальянской «Лигой Севера», которую также финансировал Кремль. Как еще в 2019 году удалось выяснить The Insider, Джанлука Савоини и Клаудио Д’Амико, помощники лидера партии Маттео Сальвини, в течение нескольких лет каждый месяц летали в Москву «челночным» образом, иногда буквально на несколько часов. Разумеется, 9 тысяч евро в месяц — несерьезная сумма для финансирования депутатов от АдГ, но, во-первых, как уже упоминалось выше, часть средств переправлялась через НКО, а во-вторых, Сергиенко в этой схеме был не один. Как удалось установить The Insider и Der Spiegel на основе его телефонных биллингов, Сергиенко постоянно созванивался с другим политтехнологом, Саргисом Мирзаханяном. Ранее расследование OCCRP уже выявило связь Мирзаханяна в лоббировании среди европейских (в том числе немецких) политиков кремлевских инициатив.
Тесные связи АдГ с Кремлем и раньше активно обсуждали в СМИ: например, депутат Маркус Фронмайер постоянно приезжал в оккупированные Крым и Донбасс, постоянно наведывался в Москву, где выступал на всевозможных прокремлевских конференциях, и даже женился на журналистке из «Известий». Однако же получение финансирования на поездки — совсем не то же самое, что финансирование иска, нацеленного на срыв поставок Украине: в последнем случае речь может пойти об официальном расследовании и возбуждении уголовных дел.
В ответ на журналистский запрос Владимир Сергиенко не смог объяснить, что связывает его с куратором из Москвы, и ответил, что такой странный способ передачи денег связан лишь с тем, что прямые банковские платежи из России запрещены.
Новые данные, вероятно, послужат дополнительным аргументом для немецких спецслужб, которые уже проявили интерес к Сергиенко. Денежные переводы от лиц, аффилированных российским государством, и АдГ (наличие которых давно подозревали, но не могли доказать) подводят под уголовное дело сразу нескольких депутатов Бундестага. Но еще больше проблем может возникнуть у самого Сергиенко. И не только из-за финансирования депутатов. Сергиенко родился во Львове и был гражданином Украины, но в прошлом году он получил немецкое гражданство, при этом заявляя, что в Украине подвергается преследованиям. Немецкие власти не согласились с тем, что он подвергается преследованиям, но гражданство ему дали, так как к тому времени он уже много лет проживал в Германии. Во взломанной переписке, однако, обнаруживаются снимки двух страниц его внутреннего российского паспорта и российского загранпаспорта, выданных в начале 2022 года.
Тот факт, что он утаил от немецких властей свое российское гражданство и не отказался от него, по немецким законам является преступлением, так что пропагандисту, даже если его не признают виновным в шпионаже, в Германии грозят серьезные проблемы.