В России упали темпы производства и продаж сельскохозяйственной техники в реальном выражении, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные «Росспецмаша».
С января по июнь отрицательную динамику показали все крупные сегменты за исключением комбайнов. Меньше всего это коснулось тракторов, выпуск которых сократился на 3,8%, почти до 2,9 тыс. штук.
По остальным позициям обвал в процентном соотношении существенно выше. Так, производство плугов упало на 20,4%, почти до 1,6 тыс. штук, борон — на 28,4%, до 2,6 тыс. штук. Выпуск сеялок сократился на 27,1%, до 3,8 тыс. штук, машин для внесения удобрений — на 21,7%, до 419 штук, опрыскивателей — на 18,7%, до 1,1 тыс. штук, косилок — на 19,8%, до 1,3 тыс. штук, жаток — на 17%, до 1,2 тыс. штук, пресс-подборщиков — на 15,7%, до 931 штуки, зерноочистительных машин — на 14,6%, до 765 штук.
Что касается зерноуборочных и самоходных кормоуборочных комбайнов, их производство выросло на 32,6% (до 3,2 тыс. штук) и 38,8% (до 204 штук) соответственно. Однако это произошло не из-за оживления спроса, а в связи с низкой базой прошлого года, пояснили в «Росспецмаше».
Спрос на сельхозмашины оставляет желать лучшего, поскольку аграрии продолжают терять доходность из-за «запредельно низких цен на сельхозпродукцию и действующих экспортных пошлин на зерно», отметили в ассоциации.
На фоне удорожания комплектующих, усложнения логистики и прочего растет стоимость и самой техники. В связи с этим в денежном выражении ее продажи по итогам полугодия выросли на 8,7%, до 124,4 млрд рублей, а производство — на 17,2%, до 145,9 млрд рублей.
При этом спрос и объем закупок на рынке упали на 25%, говорит гендиректор Optitech Agro Татьяна Фадеева. «Мы видим достаточно сложную ситуацию у сельхозтоваропроизводителей, которая, во-первых, связана с высоким наличием их товара на складах. У многих второй урожай ложится на стоки наших клиентов. Во-вторых, крайне низкая внутренняя цена на зерно», — отмечает эксперт.
Фадеева подтверждает, что спрос на сельхозпродукцию в России сдерживается пошлинами, несмотря на то, что на мировых рынках стоимость зерна «высокая и растет» в силу войны в Украине и недавнего выхода России из черноморской инициативы.
По мнению эксперта, ситуация сохранится как минимум до конца года и «существенного улучшения» не предвидится: «клиенты будут покупать только ту технику, которая критически им необходима». Даже те локальные производители, на которых не распространяется увеличение утилизационного сбора, испытывают серьезные проблемы со спросом, с перегруженностью как дилерских, так и собственных складов, подчеркивает Фадеева.
С ней согласен председатель правления ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники АСХОД Александр Алтынов. По его словам, инвестпауза на рынке продолжается. Кроме того, российские склады забиты сельхозтехникой из Китая, объемы которой «несоизмеримы с реальным уровнем спроса». В то же время импорт популярных западных брендов, в том числе по особо мощным тракторам, альтернатив которым нет, исчисляется лишь несколькими сотнями единиц, и при этом не все они проданы, обращает внимание эксперт.
«Аграрии знают, что складские запасы по старым ценам большие и нет смысла спешить. В итоге эти запасы будут распродавать до конца года», а затем рынок сельхозтехники сократится в объеме на 20–25%, отмечает Алтынов.
«Если посмотреть на выручку дилеров, то она никогда не падала, даже если сокращались объемы продаж, — этот год претендует быть первым. Сейчас и физически объем продаж небольшой, и рост цен не такой, чтобы это компенсировать», — поясняет он.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting называет результаты полугодия «довольно тревожными». По мнению эксперта, ситуация требует решений по улучшению финансового состояния аграриев и повышению доступности новой российской техники для них.